Способны ли Украина и ЕС предотвратить шантаж очередного «газостопа» от РФ? Ведь в том, что именно этот сценарий сейчас готовится в Москве, сомнений уже почти нет. Такое бинарное поведение Кремля — с одной стороны, идет формальная демонстрация «конструктивного подхода» в Брюсселе, с другой — подготовительные работы по прекращению транзита через Украину, — можно условно назвать сценарием «лукавого Миллера».
Несмотря на то, что Газпром и немцы ввели в эксплуатацию первый «Северный поток» в 2011 году, ГТС Украины, как и раньше, остается основным транзитером российского газа и при этом является незаменимой для удовлетворения пиковых потребностей Европы в моменты, когда «поток» останавливают на ежегодную профилактику.
Трехсторонние консультации с участием Украины, РФ и Еврокомиссии в течение года периодически проходили в Брюсселе.
Но последний раунд в очередной раз показал, что они оказались в тупике, поскольку туда их завела российская сторона. РФ выдвинула заведомо неприемлемые требования, среди которых — простить им долг почти в 3 миллиарда долларов согласно решения Стокгольмского арбитража, который «Газпром» должен заплатить Нафтогазу.
19 ноября якобы должна состояться следующая встреча «на троих». Но, похоже, она также станет безрезультатной, если вообще состоится.
Итак, Газпром последовательно затягивает процесс до нового года, что грозит появлением очередных манипуляций с газовым краном и в информационном пространстве, которым Кремль хорошо владеет — достаточно вспомнить события 2006 и 2009 годов.
Подготовка к газовой войне
Последним признаком подготовки к новому «газостопу» является отказ Газпрома допустить представителей Укртрансгаза, который обеспечивает техническое регулирование транзитного контракта Нафтогаза с Газпромом, на крупнейшую газоизмерительную станцию (ГИС) «Суджа», расположенную на северо-восточном участке межгосударственной границы — между Сумской и Курской областями. Через ГТС Украины проходит почти половина всего российского газового экспорта в ЕС, а 3/4 от этого количества направляется именно через Суджу.
Например, 9 ноября из РФ поступило для дальнейшего транзита 264,39 миллиона кубометров природного газа. Из них 75% получено по газопроводу Ду1400 через ГИС «Суджа». Контроль условий измерения количества и физико-химических показателей природного газа на приграничных газоизмерительных станциях традиционно предусмотрен существующими договорными отношениями и сложившейся практикой. Проверка ГИС позволяет удостовериться, что оборудование операторов ГТС с обеих сторон границы исправно и приборы учета на входе /выходе газотранспортной системы корректно считают объемы транспортируемого газа.
Стоит напомнить, что сейчас сохраняется практика, согласно которой газ на границе передается от Газпрома к Нафтогазуи транспортируется в режиме транзита к выходным ГИС «Ужгород», «Берегово», «Дроздовичи», «Орловка», «Теково», расположенных на границе, соответственно, со Словакией, Венгрией, Польшей и Румынией.
На этих ГИС газ передается опять же представителям Газпрома, что абсолютно не соответствует законодательству ЕС, регулирующему транспортировку газа. Но менять практику советских времен Газпром категорически отказывается. Отказ в допуске Укртрансгаза к крупнейшей ГИС усложнит взаимное согласование объемов транзитного газа. Это указывает на то, что Газпрому из Кремля направлено директиву и он творчески, но довольно грубо работает по подготовке шаблонного сценария с целью обвинения Украины в воровстве газа путем определенных манипуляций с показателями.
Возможный формальный предлог по недопуску специалистов Укртрансгаза — мол, вы здесь ни при чем, потому что с 1 января ни Нафтогаз, ни Укртрансгаз не будут партнерами Газпрома, — не выглядит убедительным. Визит на ГИС «Суджа» как раз бы играл в пользу сценария «лукавого Миллера», но очевидно, что они стремятся взять курс на сценарий, который условно можно назвать «кукиш Гейропе», которая в лице Европейской комиссии не без успеха пытается ограничить использование обоих путинских потоков на 50% их мощности, что позволило бы сохранить транзит через Украину на нынешнем уровне.
Такой сценарий, вместе с контрактной неопределенностью по транспортировке газа, поступающего из территории РФ, ухудшает состояние безопасности поставок в Европу и может привести к чрезвычайной ситуации, начиная уже с 1 января 2020 года после 10:00.
Время действовать
Остались ли инструменты, которые могут предотвратить российский сценарий?
Напомним, что соглашение об ассоциации Украина — ЕС признает ситуацию чрезвычайной, если появляются условия, которые вызывают значительный сбой/физическую остановку в поставках природного газа, нефти или электроэнергии между Украиной и Европейским союзом.
Также определен механизм проведения неотложных «практических мероприятий, направленных на предупреждение и быстрое реагирование на чрезвычайные ситуации или угрозы чрезвычайных ситуаций».
В приложении 26 к соглашению четко указано: «Украина и ЕС координируют „механизм раннего предупреждения" с целью закрепления практических мер, направленных на предупреждение и быстрое реагирование на чрезвычайные ситуации или угрозу чрезвычайной ситуации. Это предусматривает раннюю оценку потенциальных рисков и проблем, связанных со спросом и предложением на природный газ, нефть или электрическую энергию, а также предупреждение и быструю реакцию в случае чрезвычайной ситуации или угрозы чрезвычайной ситуации».
Основная цель-это разработка мероприятий, направленных на раннюю оценку рисков и проблем, связанных со спросом и предложением на природный газ, предупреждение и быструю реакцию на угрозы. Для исполнения целей приложения определены координаторы — министерство энергетики Украины и член Европейской комиссии, ответственный за энергетику.
Украина априори имеет алиби в соответствии с п. 3 ст. 276: «Стороны соглашаются, что сторона не должна нести ответственность за остановку или сокращение поставок в соответствии с этой статьей, если сторона не имеет возможности поставлять энергетические товары, вследствие действий, связанных с третьей страной или лицом, которые подконтрольны или находятся под юрисдикцией третьей страны».
Но это вовсе не означает, что можно расслабиться и никак не реагировать на действия российской стороны.
Наоборот, минэнерго должно было бы, по крайней мере, проинформировать Европейскую комиссию о неадекватном поведении Газпрома.
Еще раз обратимся к документу: «В случае возникновения у одной из сторон этой сделки осознания чрезвычайной ситуации или ситуации, которая в понимании этой стороны может привести к чрезвычайной ситуации, эта сторона должна незамедлительно информировать об этом другую сторону».
Укртрансгаз и Нафтогаз проинформировали общественность о неадекватных действиях Газпрома. Но это должны официально сделать также и в министерстве. Если, конечно, у него найдется время на такие «мелочи», ведь на повестке дня — и азовская рыбка, и лесные угодья, и борьба с полиэтиленовой упаковкой, и многое другое.
Украине не стоит ждать российского демарша и уже сейчас нужно задействовать международные механизмы, в том числе те, которые определены соглашением с ЕС.
Это позволит предотвратить негативное развитие событий, или по крайней мере минимизировать негативные последствия, в том числе и репутационные, для Украины.