В последние годы политический климат Европы изменило появление популистских партий, зачастую крайне правых по политическим позициям и сомневающихся в фундаментальной ценности европейской интеграции. В ходе общенациональных опросов положительное отношение к этим партиям выражает относительно небольшой процент респондентов, однако мнения их сторонников по ряду важных вопросов заметно выделяются на общем фоне. Рассмотрим конкретные различия на примере данных Глобального опроса Исследовательского центра Пью за этот год.
Отношение к Европейскому союзу
Европейцы, положительно относящиеся к популистским партиям, склонны отрицательно относиться к Европейскому союзу. Заметнее всего эта тенденция в Германии, где среди сторонников правой партии «Альтернатива для Германии» (АдГ) респондентов, выразивших одобрительное отношение к ЕС, было на 34% меньше, чем среди тех, кто не поддерживает АдГ.
Чешская популистская партия ANO 2011 не относится к правым, однако для нее характерно то же соотношение. Среди ее сторонников положительно относятся к Евросоюзу 41%, а среди чехов, которые не принадлежат к ее сторонникам, — 66%.
Для некоторых европейских популистских партий, в последнее время смягчивших свою риторику и сдвинувшихся к центру политического спектра, характерна противоположная картина. Скажем, сторонники словацкой партии «Обычные люди и независимые личности» (OLaNO), венгерской партии «Йоббик» или итальянского «Движения пяти звезд» (M5S), лучше относятся к ЕС, чем их средние соотечественники. То же самое относится и к сторонникам греческой левой партии СИРИЗА.
Отношение к мусульманам
Многие европейские популистские партии, особенно правые, критически относятся к миграции в ЕС из стран с большинством мусульманского населения. Опрос показывает, что сторонники этих партий также зачастую склонны отрицательно относиться к мусульманам в своих странах.
В Швеции среди респондентов, выразивших положительное отношение к «Шведским демократам» — партии, выступающей против мультикультурализма и миграции, — на 42 процентных пункта больше тех, кто отрицательно относится к мусульманам. Почти такой же разрыв в 41 процентный пункт существует в Германии между сторонниками АдГ и всеми остальными.
Аналогичные, хоть и несколько меньшие разрывы между сторонниками правых популистов и теми, кто не поддерживает эти партии, существуют в Чехии, Нидерландах, Франции, Италии, Испании, Британии и Венгрии.
С другой стороны, сторонники левых популистских партий — испанской «Подемос», греческой СИРИЗА и французской «Непокоренной Франции» — в среднем лучше относятся к мусульманам, чем их соотечественники.
Доверие к Путину
Сторонники европейских популистских партий сравнительно часто с доверием относятся к деятельности российского президента Владимира Путина на международной арене.
Сильнее всего в этом смысле выделяются сторонники чешской популистской партии «Свобода и прямая демократия» (СПД). 61% респондентов, которые положительно к ней относятся, также доверяют Владимиру Путину в вопросах мировой политики. Среди респондентов, которые относятся к партии отрицательно, Путину доверяют только 24%. Лидеры СПД в открытую выступают против наложенных на Россию после аннексии Крыма западных санкций и поддерживают пророссийски настроенного президента Чехии.
Среди сторонников правых популистских партий в Венгрии, Германии, Словаки, Нидерландах и Швеции минимум на 20 процентных пунктов больше доверяющих Путину, чем среди тех, кто не поддерживает эти партии.
Впрочем, даже среди респондентов, одобрительно относящихся к популистским партиям, рейтинги Путина обычно невысоки. Возьмем, например, испанскую правую партию «Голос». Ее сторонники чаще прочих респондентов доверяют Путину, однако две трети из них все равно заявили о своем недоверии к российскому президенту.
Будущее национальной культуры
В отношении будущего культур своих стран сторонники европейских популистов расходятся во мнениях. В целом сторонники трех левых популистских партий оптимистичнее в этом вопросе, чем прочие респонденты из соответствующих стран. Однако среди сторонников правых и центристских популистских партий консенсуса значительно меньше.
В общем случае, сторонники партий с большим количеством мест в национальных законодательных органах более оптимистичны. Особенно это верно для правых партий. Скажем, сторонники партии «Фидес», которая занимает две трети мест в венгерском парламенте и возглавляет правящую коалицию, намного более уверены в будущем венгерской культуры, чем прочие венгры (разница составляет 33 процентных пункта). Напротив, сторонники большинства других упомянутых в опросе правых партий, влияние которых в парламентах меньше, настроены в этом опросе пессимистичнее, чем средний респондент.