Настало время, когда мы скоро услышим звон колоколов нового года. Что было с российской экономикой в этом году и что с ней будет в будущем?
Несмотря на то, что в экономике в целом сложно найти светлые пятна, в сферах розничной торговли и услуг для японского бизнеса наметились новые веяния, которые могут предоставить шанс.
Скорее всего, говорить об этом пока рано, однако я хочу рассмотреть пейзаж, виднеющийся из Москвы. На предстоящий год я возлагаю большие надежды.
Тяжелое восстановление экономики
К сожалению, российская экономика восстанавливается со скрипом. Предполагается, что рост ВВП в этом году снизится до 1% в сравнении с 2,3% в прошлом году.
В соответствии с информацией Министерства экономического развития России, опубликованной 13 ноября, рост ВВП в третьем квартале составил 1,7% (упал на 0,2% в сравнении с октябрем). В период с января по сентябрь по сравнению с тем же периодом прошлого года он вырос на 1,1%. В первом квартале 2019 года рост ВВП равнялся 0,5%, во втором квартале — 0,9%. Это серьезное снижение по сравнению с прошлым годом (1,9% и 2,2% соответственно). В результате повышения НДС с 18% до 20% в начале года выросли потребительские цены. Это повлекло за собой снижение реальных доходов, что вылилось в уменьшение потребления.
Постепенное влияние повышения НДС
Японские компании, работающие в России, чутко ощущают изменение экономической ситуации. Если рассмотреть результаты исследования положения японских компаний в России, которое три раза в год проводит Японская организация внешней торговли (JETRO), то экономические прогнозы, которые в начале года были сравнительно радужными, постепенно ухудшаются.
Восприятие экономической ситуации японскими компаниями в России (Индекс рыночной конъюнктуры. Показатель компаний, давших ответы от «хорошо» и «растет» до «плохо» и «падает») с 2017 года было положительным.
В 2019 году этот индекс также положительный, однако в целом проявляется тенденция стагнации или небольшого снижения.
Что касается восприятия экономической ситуации на январь этого года, то влияние повышения НДС на тот момент еще не проявлялось, и в сравнении с прошлым разом (сентябрь 2018 года) оно было немного лучше (индекс увеличился на 12 пунктов и составил плюс 33).
Тем не менее второе (апрель) и третье (сентябрь) исследования зафиксировали постепенную тенденцию к снижению.
Влияние повышения НДС было еще не столь заметным во время второго исследования. Скорее отмечались колебания курса рубля, влияние дополнительных американских санкций, а также обострение конкуренции с местными предприятиями. Между тем на момент третьего исследования увеличилось количество экспертов, отметивших снижение реальных доходов, вызванное повышением НДС. Кроме того, некоторые отмечают негативное влияние на доходы в результате снижения стоимости реализации имущества. Все это отражает ухудшение рыночной ситуации.
Надежды на потенциал по-прежнему высоки
Тем не менее есть не только пессимистичные точки зрения.
Комментируя расширение бизнеса в России в ближайшие год — два, 90% японских компаний ответило, что они будут расширять или поддерживать бизнес.
Учитывая курс, антироссийские экономические санкции и другие риски, многие компании придерживаются острожной позиции.
Однако надежды на потенциал российского рынка по-прежнему высоки. Дело в том, что, несмотря на отсутствие перспектив для снижения инфляции и развития, экономика стабильно растет.
В ходе заседания правления 25 октября Центробанк России понизил ключевую ставку на 0,5%, и она составила 6,5%.
В 2019 году понижение ключевой ставки осуществлялось четыре раза. Эксперты отмечают, что в декабре возможно очередное понижение. Также Центробанк снизил на 0,8% прогноз по инфляции на 2019 год: она должна составить 3,2 — 3,7%. Он продемонстрировал уверенность в стабильности финансовой политики, а также готовность поддержать развитие экономики.
Итак, какие действия предпринимают российские компании в таких экономических условиях? Рассмотрим конкретные примеры.
В этот раз я проанализирую только ситуацию в Москве. Просветления есть в сфере потребительских товаров и ресторанном бизнесе.
Косметика: проникновение японских брендов
Одним из примеров является косметическая сфера.
Всем известно, что русские женщины не жалеют усилий (и денег) на красоту. В октябре в Москве прошла ежегодная Международная выставка парфюмерии и косметики. Как обычно, она имела успех. Там был и японский павильон. В этом павильоне свою продукцию представили 15 японских компаний. Велись активные переговоры с российским бизнесом. Не прошло и месяца после выставки, как одна из компаний вновь посетила Москву и провела переговоры с потенциальной дистрибьюторской компанией. То есть бизнес, принявший участие в выставке проявляет инициативу.
Есть и более масштабная история. Одна из крупных российских косметических сетей контактирует с японским производителем косметики для того, чтобы расширить ассортимент. Она уже внедрила продукцию из Южной Кореи и теперь планирует импортировать косметику из Японии.
По словам руководства российской компании, оно хочет укрепить премиум сегмент для того, чтобы отличаться от другого бизнеса.
Помимо закупки продукции известных производителей, компания также рассматривает возможность работы по ОЕМ-лицензии, а также проявляет интерес к косметическому оборудованию. Возможно, у японских мелких и средних производителей косметики и оборудования есть шанс.
Японская кухня в России меняется
Далее я хотел бы рассмотреть сферу общественного питания.
Я думаю, что многим из вас известна степень распространения японской кухни в России. Несмотря на то, что в России проживает не более трех тысяч японцев, японская кухня насчитывает без малого 2400 ресторанов. Кстати, в Европе, где находится более 200 тысяч японцев, число японских ресторанов составляет более 12 тысяч (по данным министерства сельского хозяйства, лесных угодий и рыбного промысла Японии от ноября 2017 года о количестве японских ресторанов за рубежом).
Даже если не брать в расчет чрезмерно локализованные варианты, так называемую «фальшивую японскую кухню», то таких стран, как Россия, где настолько распространены японские рестораны, немного.
Говоря о японской кухне, существовавшей в России до этого, большинство представляли традиционные рестораны, где подавали суши (не нигири, а роллы) и сасими.
В последние годы тренд серьезно изменился.
Коротко говоря, цель всего этого — распространить популярные блюда японской кухни: рамэ, японское карри и так далее. В июне этого года в Москве открылось первое кафе сети «Мацуя», которая специализируется на говядине с рисом. Для приготовления используются практически только местные ингредиенты, благодаря чему цены не отличаются от японских (стандартная порция стоит 250 рублей, примерно 425 йен). Вкус также соответствует японским стандартам (все же мясо немного более жесткое, чем в Японии). «Мацуя» решила придерживаться японского вкуса, несмотря на распространенное мнение о том, что в России необходима адаптация. Я тоже хожу туда каждую неделю, поддерживая начинание этой компании.
Российские владельцы распространяют японскую кухню
Еще один тренд заключается в том, что российские владельцы пытаются распространять японскую кухню.
Ранее большинство японских ресторанов, созданных с использованием российского капитала, с точки зрения японцев не соответствовали уровню японской кухни. И сейчас есть заведения различного уровня, однако выросло количество ресторанов, где можно заказать рамэн или карри, которые оценят даже японцы. По словам владельцев таких заведений, они прилагают усилия к тому, чтобы различными способами поддерживать качество: японские шефы проводят мастер-классы на регулярной основе, местные повара ездят на стажировку в Японию и так далее. Некоторые подобные рестораны устанавливают сравнительно низкие цены, благодаря чему доля молодежи среди клиентов увеличивается.
Я надеюсь, что за счет привыкания молодежи к японской кухне она получит еще более широкое распространение, и это будет способствовать увеличению импорта японских продуктов.