«Кибертрак» (Cybertruck), новейший электрический пикап «Теслы» (Tesla), уже здесь, выглядит этаким треугольником из будущего и может вынести удар кувалдой по двери без единой вмятины. Пусть каждый день на нем не поездишь, но если хочешь похвалиться мастерством в производстве электромобилей — что и сделал генеральный директор Tesla и SpaceX Илон Маск (Elon Musk) на шикарном мероприятии в Лос-Анджелесе — то лучше модели не сыскать. Заодно и ради прикола Маск продемонстрировал еще одну новинку от «Теслы» — электрический же квадроцикл. Сайт «Теслы» сообщает, что производство грузовых автомобилей запланировано на конец 2021 года.
Базовая версия Cybertruck с одним мотором обойдется вам в 39 900 долларов — пробег 400 км, максимальная масса буксируемого прицепа 3 400 кг, разгон до 100 км/ч за 6,5 сек. Версия с двумя двигателями стоит 49 000 долларов, тянет 4 500 кг и разгоняться до сотни за 4,5 секунды с пробегом 300 миль с пробегом 480 км. Флагман модельного ряда стоит от 69 900 долларов, проезжает 800 км без подзарядки, буксирует до 6 400 кг и будет запущен в производство в конце 2022 года. У последней модели, как явствует из слайда, который показал Маск, будет аж три мотора, но компоновку генеральный директор не уточнил. (При одномоторной компоновке двигатель обычно устанавливается на заднюю ось, а при двухмоторной — по двигателю на каждую ось).
В ходе необычно короткой 25-минутной презентации Маск подчеркнул, как важно занять нишу в классе пикапов, одном из популярнейших сегментов американского рынка. «Нам нужно что-то новое. Сейчас нам нужна зеленая энергия», — заявил Маск со сцены в штаб-квартире Space X перед толпой фанатов и журналистов.
Как и с прошлыми моделями, «Тесла» оснастила Cybertruck всякими полезными вкусностями. Розетки на 120 и 240 вольт и встроенный воздушный компрессор превращают пикап в мобильную электростанцию для рабочих мест. Ранее Маск сообщал в твиттере, что в городе пикап сможет сам выполнить параллельную парковку (в новых автомобилях это обычное явление). Непонятно зачем, но он пуленепробиваемый — по крайней мере, из 9-миллиметрового пистолета. Но когда Маск попросил дизайнера «Теслы» Франца фон Хольцхаузена (Franz von Holzhausen) швырнуть в окно металлическим шаром, раздался громкий звон — и гендиректор смутился.
Но если закрыть глаза на некоторые неувязки на сцене, то Cybertruck — это значительная часть будущего Tesla, поскольку компания стремится расширить свое присутствие и улучшить свои финансовые показатели. По данным исследовательского бюро IHS Markit, на пикапы и легкие грузовики приходится около 15% продаж автомобилей в США, и доля их неуклонно растет с 2009 года. Ford F-150 — самый продаваемый легковой автомобиль в США уже 36 лет подряд — американцы покупают их почти по миллиону в год. Что еще важнее, пикапы приносят серьезную прибыль: как сообщает агентство «Рейтер» (Reuters), «Дженерал Моторс» (GM) выручает в среднем по 17 000 долларов за пикап. У моделей высшего класса с наворотами и ценой выше 100 000 долларов, маржа достигает 50 000 долларов. И хотя «Теслу» ждет серьезная конкуренция, поле битвы пикапов ограничивается отечественными производителями, благодаря «куриному налогу» Линдона Джонсона (Lyndon Johnson), который ввел 25-процентную пошлину на импорт легких грузовиков.
С тех пор, как «Тесла» начала выпускать доступную Модель 3 десятками тысяч, выйдя на пик во второй половине 2018 года, ей периодически удавалось выйти в плюс — главным образом, за счет объемов производства. Но для этого Маску пришлось продираться через «производственный ад». Линия автомобилей подороже поможет ослабить это давление. Как в случае с седанами и внедорожниками класса «люкс», люди готовы платить больше за место и широкие возможности, отмечает аналитик IHS Markit Cтефани Бринли (Stephanie Brinley).
Хорошая новость для «Теслы» заключается в том, что из пикапов получаются хорошие электромобили, и наоборот. На большие и дорогие авто большие и дорогие аккумуляторы ставить удобнее, чем на компактные седаны. Сила Cybertruck — в крутящем моменте, фишке электродвигателей, которая обеспечивает «Тесле» «невероятное» ускорение. Водители, которые ездят по заданным маршрутам, смогут запланировать подзарядку заранее. Кроме того, пикапы чаще покупают не жители многоэтажек, а владельцы одноквартирных домов — им есть где разместить зарядное устройство. С другой стороны, инфраструктура для подзарядки слабо развита в центральных штатах, где пикапы особенно популярны. Так, у «Чарджпойнта» (Chargepoint), крупнейшего в стране поставщика услуг по зарядке автомобилей, имеется свыше 500 станций в Сан-Франциско, но менее 150 в Северной и Южной Дакоте вместе взятых. У «Теслы» в Южной Дакоте лишь восемь, а в Северной — ни одной.
Поэтому немудрено, что «Тесла» — не единственный автопроизводитель, кто движется в этом же направлении. Полностью электрический новичок «Ривиан» (Rivian) планирует наладить производство своего грузовика R1T за 69 000 долларов в следующем году. Еще один стартап, «Боллинджер» (Bollinger), разрабатывает электрический пикап ограниченных габаритов для пересеченной местности. «Форд» (Ford) планирует выпустить F-150 с питанием от аккумуляторной батареи в ближайшие несколько лет. В июле его прототип сдвинул на канадской железной дороге состав весом 590 тонн. «Дженерал Моторс» объявила в четверг, что анонсированный ранее электрический пикап поступит в производство осенью 2021 года. Но ни один из этих электромобилей не составит Cybertruck настоящей конкуренции. Как подсказывает исследование Cox Automotive, покупатели пикапов руководствуются отнюдь не экономией топлива — им нужны возможности и надежность. Кроме того, по сравнению с другими водителями, они более привержены любимому бренду.
Чтобы Cybertruck добился такого же успеха, как Model 3, «Тесле» придется увести клиентов у «Форда», «Дженерал Моторс», «Крайслера» и других известных марок. Перефразируя Боромира из «Властелина колец», нельзя просто так взять и придти в Детройт. Крупные автопроизводители очень щепетильно относятся к своим грузовикам — они хорошо знают свою клиентуру и каждую новую модель разрабатывают, исходя из опыта, накопленного десятилетиями. Маск блестяще переосмысливает потребительский опыт, а радикальный дизайн Cybertruck вполне может приглянуться водителям, которые ищут чего-то «этакого». Но когда если говорить о реальных запросах водителей, то это игра в догонялки. ««Тесла» вполне может угадать, но заранее они не знают», — говорит Бринли. «Если грузовик не сможет обеспечить нужный водителям функционал, его попросту не купят». А это значит, что «Тесла» собирается в своем призвании — делать авто, которые радуют и удивляют — превзойти саму себя.
Кроме того, у «Теслы» возникли трудности с надежностью. В феврале журнал потребительского союза «Консьюмер репортс» (Consumer Reports) отозвал свои рекомендации для Model 3, сославшись на заклинивающие защелки и неисправные двери. (Поскольку «Тесла» отладила производство Model 3 и устранила эти проблемы, «Консьюмер репортс свою рекомендацию восстановил на прошлой неделе). Немало проблем было и у внедорожника Model X — в частности, из-за чересчур сложной конструкции дверей типа «соколиное крыло».
Неполадки такого рода доставят неудобство любому водителю, но тем, кому «Кибертрак» понадобится не только для разъездов, но и для работы, особенно. Приходится ведь заниматься буксировкой, ездить по бездорожью — как выразился Брайан Муди (Brian Moody), исполнительный редактор журнала «Автотрейдер» Autotrader, это «работа на убой». И если пикап «Теслы» с нагрузкой не справится, клиенты поспешат выразить свое неудовольствие.
Однако всё это имеет смысл лишь в том случае, если «Тесле» удастся превратить прототип Маска в настоящий продукт. Roadster, Model S, Model X и Model 3 — все они вышли на рынок гораздо позже обещанного срока, да и то с задержками и помехами. Кривая обучения вышла крутая. К тому же до Cybertruck «Тесле» предстоит запустить в производство Model Y, легкий внедорожник, представленный Маском в марте. Выскочка Кремниевой долины также готовит запуск грузовика и обновленного спортивного автомобиля Roadster в следующем году. Как «Тесла» сможет втиснуть в свой модельный ряд, и без того постоянно ширящийся, еще один автомобиль, непонятно.
Так что доработка Cybertruck займет еще несколько лет. И если вы рассчитываете прикупить его для работы, остается лишь надеяться, что Маск и «Тесла» тоже не будут сидеть без дела.
Алекс Дэвис заведует транспортной рубрикой в Wired, пишет и редактирует статьи с прицелом на беспилотные и электрические автомобили, авиацию и инфраструктуру. Его книга о создании самоуправляемого автомобиля выйдет в 2020 году.