В российский порт Санкт-Петербург из немецкого Гронау (Северный Рейн-Вестфалия) прибыла вызвавшая столько споров партия урановых отходов. В Германии и в России противники атомной энергетики уже несколько недель протестуют против транспортировки высокотоксичных радиоактивных веществ. У них есть сомнения по поводу безопасности их хранения в России.
По данным российского журналиста Евгения Рудного, судно с урановыми отходами из Германии утром прибыло на внешний рейд порта Санкт-Петербург. Вчера противники атомной энергетики протестовали против перевозки этого груза перед немецким консульством: «У России достаточно собственного ядерного мусора, немецкий нам не нужен», — возмущается местная экоактивистка Елена Шендера.
Протесты в Германии и России
18 ноября радиоактивный груз был отправлен поездом с предприятия по обогащению урана в Гронау. Вскоре после отправления противники атомной энергетики в течение восьми часов не давали поезду продолжить движение.
В выходные и в понедельник в семи городах России — в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске и Архангельске — также прошли протесты экоактивистов против груза из Германии. Петицию «Гринписа» с заголовком «Россия — не свалка!» подписали уже более 43 тысяч человек.
Прекращение поставок в 2009 году
Перевозят так называемый гексафторид урана — отходы, получаемые при обогащении урана для атомных электростанций. Это высокотоксичное слаборадиоактивное вещество. О том, что компания Urenco еще в мае возобновила перевозки урана в Россию, стало известно лишь в октябре благодаря экоактивистам. По контракту с российским атомным концерном «Росатом» до 2022 года в Россию планируется перевезти 12 тысяч тонн вещества.
Кроме того, в ходе расследования телерадиокомпании WDR было выявлено, что британский завод совместного предприятия Urenco поставляет в Россию гексафторид урана еще с 2016 года.
Урановые отходы уже отправляли в Россию с 1996 по 2009 годы. После протестов в Германии и России поставки были прекращены. Ранее российские экоактивисты зафиксировали факт хранения под открытым небом при крайних значениях температуры нескольких тысяч бочек с ураном, которые ржавели и грозили утратить герметичность. «У нас нет надежды, что за последние десять лет что-то изменилось», — утверждает Александра Королева из Российской экологической организации «Экозащита».
Не отходы, а «ценное сырье»
Компания Urenco, напротив, сообщила, «что вывозит отходы только в те страны, где соблюдаются соответствующие требования безопасности». Однако, по собственным данным Urenco, в последний раз компания проверяла требования безопасности восемь лет назад. Росатом наш запрос не прокомментировал.
Согласно немецкому закону об атомной энергии, радиоактивные отходы нельзя экспортировать. Urenco называет их «ценным сырьем, которое представляет собой экономический актив» и будет вновь обогащено в России. Однако процентная доля обогащения обедненного урана крайне мала — от 10 до 20%. Эта часть затем возвратится в Германию. А оставшиеся 80-90% вещества останутся в России в качестве радиоактивных токсичных отходов.
«Поколения заплатят за это своим здоровьем»
Поэтому эксперт по ядерной энергетике Кристоф Пистнер (Christoph Pistner) из Экологического института убежден, что проблема утилизации отходов — «движущая сила» их экспорта: «Так завод освобождается от объемов продукта, для которых в противном случае пришлось бы создавать дополнительные утилизационные мощности».
Председатель российской экологической организации «Экозащита» обвиняет Urenco в «дешевой утилизации»:
«Мы считаем, что перевозить такие отходы в другие страны — безнравственно и цинично, поскольку в России это приведет к тому, что целым поколениям придется расплачиваться собственным здоровьем».
Министерство экологии: Россия не нарушала правил
Федеральное министерство охраны окружающей среды не видит проблем в транспортировке отходов. По данным министерства, никаких нарушений международных стандартов со стороны России зафиксировано не было. Фракции Левой партии и партии Зеленых, а также российские и немецкие противники атомной энергетики требуют немедленного прекращения экспорта обедненного урана и закрытия завода по обогащению урана в Гронау.
Прибывшие в Санкт-Петербург урановые отходы планируется перегрузить с судна на поезд, после чего им предстоит путь в 4000 километров до Новоуральска.