В 2014 году российский президент Владимир Путин назвал интернет «спецпроектом ЦРУ». Как насчет крупнейшей российской высокотехнологичной компании «Яндекс»? Она начиналась «с западным влиянием». Однако спустя почти шесть лет после того, как Путин пообещал «бороться за интересы» России в сфере интернета, «Яндексу», похоже, удалось увернуться от очередной попытки Кремля взять его под контроль. На прошлой неделе компания объявила, что она несколько изменит свою структуру управления, увеличив роль государства в нем. Однако в целом «Яндекс» по-прежнему будет принадлежать акционерам, многие из которых иностранцы. Взамен российский парламент отказался от законопроекта, который грозил уничтожить бизнес компании.
Вряд ли Кремль полностью оставил планы по захвату высокотехнологичного сектора. Однако история с «Яндексом» показывает, что власти пробуют новые стратегии. В 2000-х годах Кремль точно так же решил, что нефтяной сектор нельзя оставлять в частных руках. Тогда он отправил за решетку главу крупнейшей на тот момент нефтяной компании по ложным обвинениям и передал его активы компании, принадлежащей государству. Однако Кремль понимает, что такая тактика в данном случае не сработает. Поэтому он пытается выработать стратегию государственного контроля для эпохи интернета.
Кремль опасается частных высокотехнологичных компаний с тех пор, как «арабская весна» и московские протесты 2011-2012 годов продемонстрировали дестабилизирующие возможности интернета. Власти нейтрализовали «Вконтакте», российский аналог «Фейсбука», безуспешно попытались блокировать популярный мессенджер «Телеграм», отключали мобильный интернет во время протестов и приняли закон о создании «суверенного Рунета», который теоретически дает возможность правительству блокировать доступ к всемирной сети.
Теперь Кремль нацелился на российских титанов высокотехнологичного сектора. В июле малоизвестный депутат от правящей партии «Единая Россия» внес в парламент законопроект, который предлагал ограничить иностранное владение «значимыми интернет-ресурсами» долей в 20%. Этот законопроект угрожал не только «Яндексу», но и его основным конкурентам из группы Mail.ru. Эти две компании господствуют в российском интернете. Им принадлежат самые популярные в стране поисковики, социальные сети, службы доставки еды и службы такси. При этом обе компании зарегистрированы за пределами России, и размещают акции за рубежом. Примерно 85% акций «Яндекса» находятся в свободном обращении на Nasdaq, а 50% акций Mail.ru — на Лондонской фондовой бирже.
Законопроект мог стать для обеих компаний смертельным ударом. В случае, если бы «Яндекс» и Mail.ru отказались изменять свои структуры владения, они бы лишились возможности рекламироваться в России или размещать рекламу российских компаний. В третьем квартале 2019 года «Яндекс» получал от рекламы почти 70% выручки.
Хотя декларируемой целью законопроекта было предотвратить попадание стратегических ресурсов в руки иностранцев, он выглядел началом долго готовившегося захвата Кремлем высокотехнологичного сектора. Рынки испугались, что «Яндекс» скоро национализируют, и рыночная капитализация компания за один день уменьшилась на 1,5 миллиарда долларов.
Однако сравнительно мягкие условия сделки Кремля с «Яндексом» показывают, что он не планирует откровенную национализацию. По условиям соглашения, «Яндекс» создаст Фонд общественных интересов, который сможет блокировать консолидацию пакета из 10% или более голосующих или экономических акций в одних руках. Это гарантирует, что компания не попадет под контроль иностранцев.
Однако отказ от открытой национализации не означает, что Кремль полностью выходит из игры. Вместо того, чтобы напрямую национализировать высокотехнологичный сектор, он намерен захватить господствующие позиции в нем с помощью принадлежащего государству Сбербанка. 29 октября Сбербанк подтвердил, что он ведет переговоры о приобретении 20,6% голосующих акций Mail.ru. На прошлой неделе было подписано соглашение, гарантирующее Сбербанку возможность купить еще 20% акций Mail.ru через три года.
Сбербанк также много лет подряд заигрывал с «Яндексом». Банк первые продемонстрировал свой интерес к компании в 2009 году, когда купил так называемую золотую акцию — право накладывать вето на решения о консолидации в одних руках крупных пакетов акций. В дальнейшем «Яндекс» и Сбербанк разрабатывали ряд совместных проектов, таких как сервис онлайн-платежей и «Беру», российский аналог «Амазон». Однако со временем отношения испортились, когда в октябре 2018 года «Яндекс» дал отпор попытке «Сбербанка» купить крупный пакет акций компании. Сбербанк утверждал, что эта сделка защитит «Яндекс» от конкурентов и государства. «Яндекс» в ответ начал рассматривать возможность расширить контроль менеджмента над компанией. Сейчас стороны намерены окончить совместный бизнес, и Сбербанк продает обратно компании свою «золотую акцию».
После отказа со стороны «Яндекса», Сбербанк обратился к компании, занимающей второе место в российском высокотехнологичном секторе. В июле они с Mail.ru объявили о создании совместного предприятия стоимостью в 100 миллиардов рублей, в которое войдут служба по доставке еды и служба такси. В октябре Mail.ru и китайская компания «Алибаба» заключили договоренность о создании платформы для электронной коммерции AliExpress Russia, в которой Сбербанк опосредованно получит долю. Однако если принадлежащий государству банк будет внедряться в сетевую жизнь россиян, влияя на то, что они едят, куда ездят, что покупают, такие же возможности получит и Кремль, хотя и не напрямую.
После заключения сделки со Сбербанком 100% акций группы Mail.Ru класса A будут принадлежать либо банку, либо его прокремлевским союзникам. Это поставит «Яндекс» в ситуацию жесткой конкуренции.
При этом Кремль не устанавливает напрямую свою власть и сохраняет видимость независимости высокотехнологического сектора. Власти понимают, что для того, чтобы конкурировать с Западом, им нужны инновационные технологии. Откровенная национализация гарантировано положит конец частным инвестициям и спровоцирует утечку мозгов в «Фейсбук» и «Гугл».
За последнее десятилетие государство неоднократно пыталось подчинить себе «Яндекс». Вряд ли оно удовлетворится достигнутыми успехами. У Кремля есть опыт национализации секторов экономики, которые он считает стратегически важными, — таких, как нефтяной сектор в середине 2000-х годов. Однако в высокотехнологичном секторе рост роли государства примет другие формы. Сбербанк, обладающий практически неограниченными средствами и политической поддержкой, захватит наиболее прибыльные российские онлайн-платформы, обещая освободить отрасль от иностранного влияния. Установив фактическую монополию на финансовые технологии, Кремль сможет наказывать компании, если они не будут следовать его воле. «Яндекс», некогда бывший звездой российского высокотехнологичного сектора, будет все сильнее попадать в зависимость от российского государства.
Стефани Петрелла — научный сотрудник Института изучения внешней политики и главный редактор рассылки о российской политической экономии BMB Russia.