Москва — Возможно, бывшего советского лидера Михаила Горбачева сегодня помнят в первую очередь как человека, который возглавлял империю в момент ее распада: совсем недавно прошли масштабные торжества по случаю юбилея падения Берлинской стены в 1989 году, ознаменовавшего собой крах коммунизма в Восточной Европе и воссоединение Германии.
Между тем мало кто помнит о встрече Горбачева и президента США Джорджа Буша-старшего, которая состоялась спустя несколько недель на средиземноморском острове Мальта и в ходе которой лидеры двух стран пытались осмыслить то, насколько быстро менялась история.
«Посмотрите, как мы нервничаем», — сказал тогда Горбачев Бушу.
«Мы были шокированы быстротой произошедших перемен», — ответил ему Буш.
Хотя с момента той встречи на Мальте прошло 30 лет, некоторые из обсуждавшихся тогда вопросов до сих пор вызывают особенный резонанс — это контроль над вооружениями, Афганистан, а также сложности в выстраивании доверительных отношений между Москвой и Вашингтоном.
В тот день, когда Горбачев дал интервью репортерам CNN в Москве, президент США Дональд Трамп неожиданно приехал в Афганистан и встретился с находящимися там американскими военными, сообщив им о возобновлении мирных переговоров с «Талибаном» (запрещенная в России организация — прим. ред.). Подобно Советскому Союзу три десятилетия назад Соединенные Штаты сейчас пытаются обеспечить себе возможность уйти из Афганистана, убедившись, что центральному правительству в Кабуле ничего не угрожает.
На вопрос о том, какие уроки можно извлечь из вывода советских войск из Афганистана, Горбачев ответил: «Их необходимо было вывести. Вот главный урок. Понимаете, это как спичка. Спичку зажигают, огонь распространяется. А столкновения, в которых ведущие крупнейшие державы начинают принимать все более активное участие, опасны для всех стран».
Падению Берлинской стены предшествовал еще один переломный момент, а именно подписание Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности в 1987 году.
В этом году эта основа режима контроля над вооружениями рухнула после того, как Соединенные Штаты официально вышли из договора, а правительство России заявило, что теперь в дальнейшем его соблюдении нет никакого смысла.
Отвечая на вопрос о крахе договора, который он подписал с президентом США Рональдом Рейганом, Горбачев выразил надежду на то, что подобные соглашения о контроле над вооружениями можно будет восстановить.
«Все уже действующие соглашения сохраняются, а не уничтожаются, — сказал он. — Однако это стало первыми шагами к разрушению того, что нельзя разрушать ни в коем случае. Поэтому, если так пойдет и дальше, тогда возможно все. Этого нельзя допустить».
По его словам, главная цель режима контроля над вооружениями заключается в том, чтобы полностью избавиться от ядерного оружия.
Однако сейчас вероятность этого крайне мала, учитывая сохраняющееся недоверие в отношениях между Москвой и Вашингтоном. В настоящее время российско-американские отношения достигли самой низкой точки со времен холодной войны, но Горбачев все же выразил надежду на то, что Вашингтон и Москва смогут найти способ предотвратить «горячую войну» в будущем.
«Я считаю, что этого нужно избегать, — ответил Горбачев на вопрос о том, вступает ли мир в опасную новую эпоху многополярного соперничества между державами. — Очень хорошо, что уже сейчас во всем мире ведется диалог, что люди разговаривают, что люди реагируют. Это самое важное. Лидеры, политики, народ понимают, что нельзя допускать начала этой новой холодной войны. Потому что она может перерасти в горячую войну, которая повлечет за собой разрушение всей нашей цивилизации. Этого нельзя допустить».
Разумеется, холодная война стала предметом горячего интереса поп-культуры, особенно после выхода на экраны широко разрекламированного сериала «Чернобыль» канала HBO.
На вопрос, посмотрел ли он этот сериал, Горбачев ответил отрицательно, однако добавил, что, вполне возможно, решения, принятые им как советским лидером в момент той катастрофы, были неверно интерпретированы.
«Я не смотрел этот сериал, но я знаю [историю катастрофы в Чернобыле] в подробностях, — сказал он. — Я скажу, что в результате мы изучили все причины [той катастрофы]. Все наши выводы были переданы другим странам. Нас спрашивают: „Почему вы молчали несколько дней?" Но я говорю вам, что все было так, как я говорил раньше, и никак иначе. Мы не понимали, что именно произошло».
Горбачев стал главным героем документального фильма «Знакомьтесь, Горбачев», снятого Вернером Херцогом (Werner Herzog), который выходит на широкие экраны в России 5 декабря. Довольно интересно понаблюдать за тем, как будет встречен этот фильм: в России к Горбачеву не относятся с таким уважением, с каким к нему относятся на Западе, и его имя зачастую ассоциируется у россиян с болезненным распадом Советского Союза, тень которого до сих пор нависает над российским обществом и культурой.
И создается впечатление, что для 88-летнего бывшего президента прошлое до сих пор не осталось в прошлом.