Киев, Украина — К концу этого месяца более 500 украинских прокуроров лишатся своих должностей в результате масштабных проверок на профпригодность, проводимых по указанию президента Владимира Зеленского. Среди тех, кому укажут на выход, будет ключевое контактное лицо Рудольфа Джулиани в Киеве.
Чистка прокурорских рядов стала лишь одной из мер по борьбе с коррупцией, принятых Зеленским. Но при этом остро проявится противоречие между попытками украинского президента выполнить предвыборные обещания о наведении порядка и в то же время, не настроить против себя Дональда Трампа.
Затруднительное положение Зеленского трудно не заметить.
Взгляды президента США на Украину, а также его требования провести расследование в отношении семейства Байденов формировались в основном под влиянием личного адвоката Трампа Джулиани. Теории и мнения, которые доходили до Джулиани, ему передавали те самые чиновники, которые, по мнению украинских активистов, являются главными коррупционерами в своей системе власти.
Теперь, когда Зеленский осуществляет реформы, некоторые из связанных с Джулиани чиновников оказались под прицелом.
Одним из первых стал прокурор Константин Кулик.
Новый генеральный прокурор Зеленского Руслан Рябошапка («На сто процентов мой человек» — так Зеленский охарактеризовал его в июле в разговоре с Трампом) на прошлой неделе уведомил Кулика об увольнении. Кулик был ключевым участником игры, в ходе которой Джулиани получал политическую информацию весьма сомнительной достоверности и точности. Кулик заявляет, что не встречался с Джулиани, однако его бывшие коллеги говорят, что он подготовил досье на семь страниц, которое его начальник позже передал бывшему мэру Нью-Йорка. На просьбу дать комментарий Кулик не ответил.
Кулика уволили после того, как он не явился на экзамен, проводившийся в рамках аттестации, которую должны пройти все украинские прокуроры. Как минимум 569 прокуроров ее не прошли, и к 31 декабря они будут уволены, о чем говорится в сообщении генеральной прокуратуры.
Рябошапка также начал проверку следствия по делу владельца газовой компании «Бурисма», в которой работал сын бывшего вице-президента Джо Байдена Хантер.
Однако антикоррупционные активисты заявляют, что проверка вряд ли даст какую-то информацию, доказывающую правонарушения со стороны Байдена, так как на сегодня никаких улик нет.
«Трудное положение»
Рябошапка оказался в «трудном положении», сказала Дарья Каленюк, возглавляющая Центр противодействия коррупции, являющийся одной из основных антикоррупционных организаций на Украине. По ее словам, против собственника «Бурисмы» Николая Злочевского надо возбудить дело и провести расследование на предмет злоупотребления служебным положением в то время, когда Хантер Байден еще не был связан с его компанией. Среди прочего, следует выяснить, каким образом «Бурисма» получила несколько лицензий на добычу в то время, когда ее владелец с 2010 по 2012 годы был министром охраны окружающей среды.
Но, по прогнозам Каленюк, американцы будут смотреть на попытки его преследования в уголовном порядке через политический "световой фильтр". «Я не могу себе представить ни одного его шага, в котором американские журналисты не усмотрели бы политическую подоплеку, — сказала Каленюк про Рябошапку. — Любое решение будет подвергаться политическому анализу».
Работающие в Киеве западные дипломаты говорят, что, несмотря на мощное давление со стороны Белого дома, Зеленский вряд ли сдастся. «Зеленский осознает, что ради выживания ему нужно осуществить какие-то реформы», — сказал один западный дипломат на условии соблюдения анонимности, так как он давал оценку стране, в которой работает.
«Отвратительные американские политические интриги переливают через край и развращают Украину, — добавил этот дипломат. — А еще у нас есть проблема с доверием, потому что свои собственные нормы мы считаем образцом для других. А украинцы говорят: „Кто вы такие, чтобы читать нам нотации?" Сейчас уже нельзя оказывать на Украину то давление, которое западные партнеры оказывали прежде».
Эстрадный артист и комедийный актер Зеленский обещал украинцам, что реализует чаяния революции 2014 года, которая лишь частично прогнала старую гвардию Украины. Многие граждане считали, что судей может купить любой, кто заплатит самую высокую цену. Им была ненавистна ситуация, когда нужно было давать взятки за получение водительских прав и за разрешения на строительство.
Прошло полгода с тех пор, как Зеленский стал президентом, а также три месяца после того, как он взял под свой контроль парламент. Он старается как можно быстрее нанести встречные удары в своей антикоррупционной кампании, опасаясь, что у него мало времени и что он может лишиться политической поддержки.
Связи с олигархом
Украинский парламент проголосовал за лишение депутатов иммунитета от судебного преследования. Воевавшие с предшественником Зеленского антикоррупционные активисты говорят, что с удивлением почувствовали какое-то движение внутри системы, долгое время сопротивлявшейся переменам.
Но в истории Украины много эпизодов, когда угасали возложенные на реформаторов надежды. Некоторые западные дипломаты и активисты говорят, что настоящим экзаменом для Зеленского станет проверка временем. Некоторые очень важные вопросы остаются нерешенными, в том числе, о взаимоотношениях Зеленского с одним из самых богатых украинцев Игорем Коломойским, чьи телевизионные станции помогли Зеленскому стать знаменитым. Сейчас Коломойский требует вернуть ему национализированную в 2016 году банковскую империю.
«Зеленский сказал мне, что с „моральной точки зрения это неправильно: люди гибнут, а все это богатство сохраняется", — заявил один высокопоставленный западный дипломат, имеющий большой опыт работы в Киеве. — За все эти годы я впервые услышал, как официальный руководитель произносит такие слова. Это просто поражает». «Вместе с тем, — продолжил этот дипломат, — без ответа остается вопрос о том, смогут ли они держать олигархов на расстоянии».
Однако работу Зеленского высоко оценивают люди, которые рады любым переменам.
«Год назад я даже не мечтала о том, что всего через год парламент примет основную часть нашей антикоррупционной повестки. Поэтому я испытываю большой оптимизм», — сказала борец с коррупцией Галина Янченко, решившая стать членом партии Зеленского «Слуга народа» и в июле избранная в состав парламента вместе с некоторыми другими новичками. Выборы состоялись за несколько дней до 25 июля, когда Трамп провел телефонный разговор с украинским руководителем.
Предыдущего украинского президента Петра Порошенко называли конфетным олигархом, создавшим собственную бизнес-империю. К нему с большим опасением и недоверием отнеслись активисты, вышедшие в конце 2013 и начале 2014 года на улицы и потребовавшие от дружившего с Россией президента Виктора Януковича очищения власти и европейской интеграции.
Порошенко провел капитальную перестройку газового сектора и осуществил ряд других ключевых изменений в начале своего президентского срока. Но в конечном итоге он разочаровал многих реформаторов, назначив нескольких генеральных прокуроров, которых западные дипломаты считали коррупционерами, и не выполнив предвыборное обещание продать в случае избрания свой конфетный бизнес.
«Если мы будем действовать недостаточно быстро, нам не удастся осуществить эту реформу», — сказал Александр Леменов, основавший группу гражданского общества State Watch и участвующий в переаттестации 1 000 с лишним прокуроров Киевской области, в ходе которой проверяется их квалификация, опыт работы и признаки коррумпированности.
В целом аттестацию по всей стране должны пройти 11 с лишним тысяч прокуроров.
«Когда играешь в баскетбол или футбол, надо просто одержать победу в игре. Счет 2 — 1, 4 — 2 вполне достаточен. Не всегда можно победить со счетом 5 — 0. Главное — выиграть матч», — сказал Леменов.
«Потрясение»
Активисты указывают на уголовное дело против бывшего руководителя украинского налогового ведомства Романа Насирова, которого обвинили в краже у государства 70 миллионов долларов. При прежней системе из-за постоянных бюрократических проволочек только на заслушивание в суде обвинений против него ушло полтора года (а это необходимый первый шаг любого судебного процесса). По словам активистов, медлительность процесса — это целенаправленная уловка, имеющая целью отсрочить приговор. В новом суде и при новой юрисдикции на состоявшемся 19 ноября заседании на зачитывание обвинения ушло всего 10 минут.
Самым большим испытанием станет положение Коломойского, который прежде был владельцем одного из крупнейших на Украине финансовых институтов «Приватбанк». При Порошенко Коломойский бежал из страны, однако после избрания Зеленского с триумфом вернулся.
«Приватбанк» был национализирован в 2016 году. На следующий год была проведена аудиторская поверка, в ходе которой выяснилось, что из-за мошеннических схем убытки банка составили 5,5 миллиарда долларов. Коломойский с партнерами все обвинения отрицают. Один из его главных защитников — адвокат Андрей Богдан, представлявший Коломойского во время национализации. Сейчас он руководит администрацией Зеленского, что вызывает нервозность у международного сообщества.
Кредитные организации, в том числе, МВФ и ЕБРР, с большими колебаниями предоставляют помощь Украине, потому что до сих пор неясно, как Зеленский отнесется к обвинениям против человека, который помог ему начать политическую карьеру.
Если Зеленский решит не взыскивать с бывших владельцев «Приватбанка» 5,5 миллиарда долларов убытков, МВФ может отказаться от предоставления обещанной помощи, которая по случайному стечению обстоятельств тоже составляет 5,5 миллиарда долларов. Если фонд убедится в том, что государство недостаточно активно борется с нарушителями закона, ему будет трудно предоставить такую помощь Украине.
Давая интервью, Коломойский сказал, что он никак не контролирует президента. «Что именно я от этого получил? Прошло шесть месяцев, каковы мои дивиденды?» — спросил он.
Украинский центробанк, помогавший в 2016 году национализировать банк Коломойского, не уверен в том, что Зеленский занимает собственные позиции, а не стоит на стороне Коломойского. В среду он обвинил Коломойского в том, что тот платит «наемным громилам, которые силой вторглись в центробанк». Тогда же средства массовой информации написали о том, что сотрудники Коломойского присоединились к бурным протестам перед зданием центрального банка. Сам Коломойский эти обвинения отрицает.
«Думаю, это самое большое потрясение для олигархов за те 30 лет, что я слежу за этой страной, — сказал старший аналитик по стратегии формирующихся рынков из инвестиционной фирмы „Блюбей Эссет Менеджмент" (Bluebay Asset Management) Тимоти Эш (Timothy Ash). — Я бы сказал, что это обнадеживает, но есть эта история с „Приватбанком", и есть то обстоятельство, что Коломойский кажется неприкасаемым».
В подготовке статьи приняли участие Натали Гривняк (Natalie Gryvnyak) и Далтон Беннет (Dalton Bennett).