Во время Второй мировой войны Польша понесла одни из самых больших потерь по отношению к общему количеству населения в стране. В ходе войны погибло шесть миллионов польских граждан, а многие ее города превратились в руины. После прихода к власти в 2015 году партии «Право и справедливость», вопрос о выплатах Германией репараций и их размера был включен новой польской властью в политическую повестку. В 2017 году был создан комитет Сейма по репарациям. В 2018 году комитет предоставил рапорт о военных потерях, оценив их в 850 миллиардов долларов.
Реакция немцев на этот рапорт была неоднозначной. Последний социологический опрос показал, что 68% опрошенных немцев считают, что вопрос о репарациях уже решен, и немецкое правительство не должно возвращаться к этой теме, и только 7% немецких респондентов думает иначе.
Первым свое мнение высказал Аркадиуш Мулярчик:
Этот вопрос долгие годы не поднимался в польской публичной дискуссии по разным причинам. То, что вопрос о репарациях не был своевременно поднят, в будущем привело к непониманию международным сообществом требований Варшавы. Во время своей прошлой каденции правящая партия «Право и справедливость» дала новый толчок в обсуждении вопроса о немецких репарациях, как в Польше, так и на международной арене. Интерес мировых средств массовой информации к вопросу выплат репараций Германией Польше и Греции по-прежнему велик, и при их помощи мы увидели изменение в оценках вопроса о репарациях для Польши. В то же время, и в Германии не прекращается дискуссия по вопросу репараций для Польши. Сегодня мы видим, что все чаще появляются голоса в Германии, которые говорят, что это дело еще не урегулировано. Карл Рот и Хартмут Ребнер издали публикацию под названием «Вытеснены, отложены, отброшены. Немецкие репарационные долги на примере Польши и Греции», в которой говорится что позиция Берлина, который отказывается выплачивать Варшаве и Афинам военные репарации — безответственная и неразумная. Эти историки также высчитали сумму, которую немцы должны заплатить Польше. Она составляет чуть более одного триллиона (1,182) евро или 4 триллиона злотых.
Тяжело объективно подсчитать или оценить ценность человеческой жизни. Но существуют специальные механизмы, с помощью которых мы можем приблизительно подсчитать, сколько данный человек за свою жизнь мог бы произвести товаров, заплатить налогов и т.д. Жизнь человека и его экономическое значение, на сегодняшний день подсчитать. И мы занимаемся этим. Все очень зависит от метода, который принимать при вычислении. И сумма, которую вычислили немецкие историки очень рациональна
[…]
Невозможно оценить страдания, человеческие потери родных, потери перспектив и возможностей. Однако мы в состоянии оценить некоторые аспекты жизни, такие как потеря недвижимости или движимости в городах и селах. Каждый польский город и село понесли огромные потери, например, такие города как Варшава были уничтожены на 90%, но были такие города как Ясло, которые были уничтожены фактически на 100%. Потери были просто огромными, и Польша имеет полное право об этом говорить. И поэтому для Польши сейчас одна из главных задач — это предоставления отчета по репарациях и их размерах.
Польша может использовать этот вопрос как политический «рычаг», для достижения своих целей, — прокомментировал данный вопрос Давид Вильдштейн:
Мы можем не получить выплат, но с помощью переговоров сможем достичь чего-то другого, вместо этого. Это политика, которую нам точно стоит проводить. И как показало время, это не просто «размахивание саблей» как, утверждает польская оппозиция. Ну и самым позитивным моментом есть то, что начался исторический диалог о том, как в действительности выглядела немецкая оккупация в Польше.
Комментируя перспективы и задания, стоящие перед Сеймом по вопросу репараций, Аркадиуш Мулярчик отметил следующее:
Начинает работу Сейм нового созыва, и я надеюсь, что за это время будут запущены все нужные процессы для поднятия этого вопроса на международном уровне, чтобы четко и ясно очертить свою позицию по этому вопросу, чтобы не повторить судьбу Греции. Греция отправила официальное требование о выплате репараций и Германия отказала в этом.
Свое мнение по поводу репарации выразил публицист Петр Цивинский:
Дискуссия о репарациях для Польши уже приносит первые плоды. Она дает понимание самим немцам, и всему миру, что нападение на Польшу и ее оккупация не выглядела так как оккупация Франции. Книга «Вытеснены, отложены, отброшены. Немецкие репарационные долги на примере Польши и Греции» не является новой публикацией. В 2017 году она была доступна в электронной версии. Авторы книжки консультировались с экспертом по международному праву Андреасом Фишером, и он также утверждает, что Польша может требовать репарации. Но, к сожалению, это еще не позиция правительства. И остается неизвестным, будет ли в будущем правительство поднимать этот вопрос вновь.