Генеральный прокурор в Карлсруэ взял на себя расследование убийства в Малом Тиргартене. Об этом сообщили в ведомстве. Таким образом, следователи теперь официально подозревают Россию в причастности к убийству в Берлине. В августе в берлинском районе Моабит средь бела дня был застрелен гражданин Грузии Зелимхан Хангошвили.
По словам генерального прокурора, имеются «достаточные фактические доказательства» того, что «государственные органы» России или входящей в состав России Чеченской республики заказали это убийство. Из-за «особой важности» преступления Карлсруэ взял на себя разбирательство по этому делу и поручил Федеральному уголовному ведомству дальнейшее расследование.
Таким образом, производство по делу переходит на новый уровень. Высшее правоохранительное ведомство фактически подозревает Россию в государственном терроризме на территории Германии.
Федеральное правительство в ответ на новые сведения немедленно выслало из страны двух сотрудников российской разведки. По данным издания Der Spiegel, в среду утром в министерство иностранных дел вызвали российского посла Сергея Нечаева. Ему была передана соответствующая вербальная нота.
Высланные дипломаты работали на российскую службу военной разведки
Оба разведчика немедленно объявляются персонами нон грата и должны покинуть Германию в течение семи дней. До сегодняшнего дня они были официально аккредитованы в качестве дипломатов при российском посольстве.
В действительности, по данным Der Spiegel, они работали на российскую военную разведку ГРУ. Органы безопасности заранее предоставили федеральному правительству список лиц, которых следует рассматривать в качестве кандидатов на высылку из страны. В министерстве иностранных дел в конце концов выбрали двух сотрудников ГРУ.
В качестве обоснования меры наказания в МИДе назвали отсутствие сотрудничества со стороны России в расследовании дела об убийстве. Кроме того, на данный момент имеются веские доказательства, что к преступлению причастно российское государство. В вербальной ноте Россию настойчиво призывают к сотрудничеству с генеральной прокуратурой для выяснения обстоятельств дела.
До сих пор Россия не давала развернутых ответов на подробные вопросы немецких правоохранительных органов и спецслужб. «В свете расследования федеральное правительство оставляет за собой право на дальнейшие шаги в этом вопросе», — сообщило министерство иностранных дел. Теперь федеральное правительство рассчитывает, что Кремль быстро примет ответные меры и вышлет из России немецких дипломатов или разведчиков.
Во вторник издание Der Spiegel сообщило о предстоящем переломном моменте в ходе расследования. В процессе совместного расследования с Bellingcat, The Insider и Центром «Досье» ранее уже были представлены многочисленные доказательства вовлеченности российских государственных органов в создание фиктивной личности предполагаемого убийцы.
В действительности подозреваемого в убийстве с «высокой вероятностью» зовут Вадим Красиков, и он россиянин, как выяснили эксперты Управления уголовной полиции Берлина. Кроме того, сопоставив фотографии обоих мужчин с помощью программы распознавания лиц, платформа Bellingcat и издание Der Spiegel выявили соответствие более 80%.
Предполагаемую истинную личность мужчины немецкие следователи сумели установить через запущенный, а затем остановленный Россией международный розыск пятилетней давности. Красикова тогда подозревали в убийстве российского бизнесмена в июне 2013 года в Москве. На видеозаписях видно, как преступник подъехал к жертве на велосипеде — точно так же, как во время убийства в Берлине этим летом.
Убийца подъехал на горном велосипеде
Вскоре после того, как Россия прекратила международный розыск в 2015 году, впервые было выдано российское удостоверение фиктивной личности «Вадим Соколов». Под этим именем предполагаемый убийца из Малого Тиргартена летом отправился в Европу. Следователи посчитали это серьезным свидетельством того, что российское государство может быть причастно к преступлению — тем более что российские власти утверждали, что паспорт с фиктивным именем является подлинным.
К тому же в заявлении о выдаче визы, с которой Красиков — он же Соколов — въезжал во Францию в августе, указано подозрительное место работы. Номер факса предприятия, где он якобы работал инженером-строителем, выводит, по данным следователей, на российское министерство обороны, которому подчиняется и военная разведка ГРУ.
Вдобавок следователи не смогли найти другого мотива для убийства. «Доказательств, указывающих на то, что преступление было совершено по поручению негосударственного субъекта, до сих пор не найдено», — сообщил генеральный прокурор.
Но точно известно, что для русских жертва покушения был врагом государства. По словам следователей, он был признан местными властями «террористом и преследовался как таковой».
Россия отрицает причастность к делу
Хангошвили воевал с Россией в начале 2000-х годов во время чеченской войны. Позже он сотрудничал с органами безопасности Грузии и Украины и, по-видимому, также собирал информацию о российской шпионской деятельности. Почти три года назад он переехал в Германию и просил убежища, но безуспешно. Немецкие органы безопасности временно признали его «потенциально опасным» исламистом, но подозрения не подтвердились.
Днем 23 августа Хангошвили был убит в Малом Тиргартене, когда направлялся в мечеть в берлинском районе Моабит. Предполагаемый наемный убийца подъехал к нему на горном велосипеде и выстрелил в голову. Затем он бросил пистолет и велосипед в Шпрее. Сбежать ему не удалось, полиция задержала подозреваемого, и с тех пор он находится в следственном изоляторе и отрицает свою вину.
Россия с самого начала отрицала причастность к убийству в Берлине и продолжает стоять на своем. «Там серьезных подозрений нет и быть не может», — заявил представитель Кремля.