Лидер Китая Си Цзиньпин и президент России Владимир Путин произнесли много очень теплых слов в момент запуска первого газопровода, пересекающего границу двух стран. Этот газопровод длиной в 8 тысяч километров имеет большое практическое значение для обеих стран, поскольку он позволит обеспечить энергетическую безопасность Китая и более чистый воздух в зависимой от угля северо-восточной части Китая, а также принесет России необходимую прибыль и новые рабочие места. Кроме того, этот газопровод служит символом дружеских связей и сотрудничества, не имеющих аналогов. Но за всем этим стоят Соединенные Штаты, которые из-за своей изоляционистской политики невольно сблизили Китай и Россию и заставили их искать новые возможности в Азии и Европе.
Глубоко впечатляет не только проделанная инженерно-техническая работа, но и то, что стоит за этим проектом. В процессе строительства газопровода (5 тысяч километров пролегают по территории Китая, а 3 тысячи километров находятся на российской стороне) пришлось преодолеть множество сложностей, связанных с природно-климатическими и геологическими условиями. Когда в 2024 году этот газопровод заработает на полную мощность, по нему ежегодно будет поставляться в Китай 38 миллиардов кубических метров природного газа — это примерно 14% от объема газа, израсходованного в Китае в 2018 году. Запуск этого газопровода оказался весьма своевременным, учитывая некоторый спад в китайском производстве и потребность Москвы в экономическом толчке теперь, когда ее экономика страдает от западных санкций, введенных из-за аннексии Крыма.
Президент США Дональд Трамп, несомненно, не рассчитывал на такое укрепление сотрудничества Пекина и Москвы, когда начинал торговую войну против Китая полтора года назад. Его администрация видела в Пекине самую серьезную угрозу для глобального господства Америки, а пошлины на китайские товары и запреты на технологии были введены, чтобы помешать росту китайской экономики и снизить конкурентоспособность китайской продукции. То промежуточное торговое соглашение, которое стороны могут заключить в скором времени, не поможет наладить отношения, и технологическая война продолжится.
В вопросах международных отношений Пекин придерживается прагматичных позиций. Отношения с Вашингтоном испортились, а отношения с Москвой улучшились, однако это является следствием обстоятельств и необходимости. Китай долгое время избегал чрезмерной зависимости от той или иной конкретной страны, и именно поэтому он вложил столько усилий в реализацию инициативы «Один пояс, один путь».
Более тесное сотрудничество между Китаем и Россией вовсе не означает полный отказ от попыток наладить отношения с США. Политика Трампа, которая сводится к давлению как на противников, так и на союзников в вопросах торговли и технологий, является контрпродуктивной. Китай, Азия и Европа постепенно сближаются, и такие проекты, как этот новый газопровод, становятся естественным следствием такого сближения. Миру нужны многосторонние отношения и сотрудничество, а вовсе не трамповский подход к отношениям, в рамках которого может быть только один победитель.