Президенты заклятых врагов России и Украины никогда прежде не виделись. Сегодня Путин и Зеленский встречаются лицом к лицу в Париже, чтобы обсудить, как добиться мира на Украине. Эксперты считают, что слишком многого ожидать от этой встречи не стоит.
«Эта встреча — сама по себе уже успех. Она означает, что между странами начнется диалог. Но я не жду сразу большого прогресса», — сказал аналитик Владимир Фесенко, с которым Dagens Nyheter встретилась в Киеве. Фесенко возглавляет аналитический центр «Пента».
Путин и Зеленский еще никогда не встречались. В преддверии их встречи многие сомневаются, что неопытный Зеленский сможет добиться уважения от Путина. Кроме того, армия российского президента в несколько раз больше — и с ее помощью он фактически контролирует большие районы на востоке Украины.
«Зеленский не понимает, о чем на самом деле тут идет речь. Нормандский процесс был запущен вовсе не для того, чтобы заставить Россию отвечать за содеянное на Украине. Франция и Германия больше всего заинтересованы в том, чтобы просто закончить войну и продолжить вести с Россией дела в обычном формате», — сказала лидер украинской оппозиции Оксана Сыроед Dagens Nyheter. Она возглавляет партию «Самопомощь», которая вылетела из парламента на прошлых парламентских выборах, когда партия Зеленского «Слуга народа» получила большинство.
С 2014 года Россия поддерживала сепаратистский режим в Донецке и Луганске, отправляет туда оружие и солдат, а порой и целые танковые батальоны. В военном отношении Россия зажала Украину в тисках.
«В Париже никто не будет защищать интересы Украины. Все заботятся лишь о собственных. Минские договоренности выполнить нельзя. Лучше оставить конфликт в замороженном состоянии», — говорит Оксана Сыроед.
Она представляет прозападную элиту, которая считает, что компромиссов в отношениях с Россией нужно избегать любой ценой. Политолог Владимир Фесенко придерживается другого мнения.
«Если мы хотим положить конец конфликту на востоке Украины, нам придется идти на компромиссы. Это не угрожает независимости Украины. Но с Минскими договоренностями связаны большие проблемы. Например, можно рассмотреть разные способы возвращения Украине контроля над собственными границами. Зеленский хочет сначала получить контроль над границами, а уже потом организовать выборы. Россия против. Россия хочет, чтобы так называемые Донецкая и Луганская республики продолжали существовать как отдельные единицы, но для Украины это невозможно. Это приведет к гражданской войне», — объясняет Фесенко.
По его словам, в лучшем случае Зеленский и Путин могут договориться в Париже по двум конкретным вопросам.
«Они могут обменяться военнопленными и отвести войска по всей линии фронта. И это должно быть сделано согласно определенному графику. Зеленскому необходимо добиться конкретных успехов в ближайшее время. У Путина же, напротив, время есть».
«Нормандская четверка» и Минские договоренности
В так называемую «нормандскую четверку» входят Украина, Россия, Франция и Германия. С 2014 года, когда сепаратисты при поддержке России взяли под свой контроль Донецк и Луганск, все мирные переговоры проходили в нормандском формате.
В 2014 году Украина, Россия и лидеры сепаратистов заключили первый вариант Минских соглашений. Они договорились о прекращении огня и децентрализации украинской власти в Донецке и Луганске.
В 2015 году был подписан «Минск-2», который, помимо прекращения огня, обмена военнопленными и отвода войск, подразумевал, что Украина вернет себе контроль над собственными границами.
А вот три причины, почему никак не удается установить мир на Украине, по мнению того же автора
Минские договоренности так и не были выполнены. В 2016 году министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) предложил так называемую формулу Штайнмайера — упрощенный вариант Минских соглашений. Формула сводится к тому, что контролируемые Россией районы в Донбассе получают автономный статус в рамках Украины, все войска эти территории покидают и под наблюдением ОБСЕ там проводятся выборы.