Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Der Standard (Австрия): почему французы так настроены против пенсионной реформы

© REUTERS / Eric GaillardДемонстрация против пенсионной реформы, Париж, Франция
Демонстрация против пенсионной реформы, Париж, Франция
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Автор статьи в австрийской газете разбирается, почему проект пенсионной реформы во Франции вызвал настолько масштабные протесты. На улицы вышли десятки тысяч французов. А ведь реформа необходима: в пенсионном фонде страны — дефицит, а повышать возраст выхода на пенсию Макрон не решается.

Правительство Франции собирается в среду представить проект пенсионной реформы. Однако против нее уже давно выступают не только затронутые ей железнодорожники.

Десятки тысяч демонстрантов во вторник вновь вышли на улицы, чтобы выразить протест против пенсионной реформы, хотя ее проект будет представлен только в среду. Но уже сегодня известен ее главный пункт: представители 42 профессиональных групп, которые раньше получали пенсионные привилегии, теперь будут переведены в обычные пенсионные группы. Важнейшие из этих «специальных режимов» (régimes spéciaux) затрагивают работников железной дороги. Их масштабные протесты объясняются потерей двух «исторических» преимущественных прав, касающихся пенсионного возраста и размера пенсии.

Пенсионный возраст: машинисты уходят на пенсию в 52 года, контролеры — в 57 лет. Для сравнения, обычно пенсионный возраст во Франции составляет 62 года.

Размер пенсии: пенсия сотрудников французской железнодорожной компании SNCF составляет в среднем 2636 евро в месяц, тогда как остальные французы получают 1472 евро. Кроме того, последние своими налогами оплачивают более половины пенсии сотрудников SNCF, поскольку таким образом «штопается» ежегодный дефицит в размере 3,3 миллиардов евро. Работники железной дороги уже давно не в состоянии сделать это собственными силами. Из-за их раннего выхода на пенсию сегодня лишь 140 тысяч человек перечисляют средства в пенсионный фонд, тогда как количество пенсионеров-железнодорожников составляет 258 тысяч.

Единственная причина сравнительно высоких пенсий у сотрудников компании SNCF — различный расчет пенсионных выплат. Определяющими являются последние шесть месяцев перед выходом на пенсию. Нередко из чистой любезности сотрудников перед выходом на пенсию повышают в должности, и в результате размер их пенсии значительно увеличивается. Что касается частного сектора, то там при определении размера пенсии учитываются 25 лучших (в основном последних) лет.

Макрон хочет отменить эту значительную разницу и перейти на распространенную в Европе систему баллов. Все пенсионеры должны будут теперь за каждый уплаченный евро получать установленный правительством эквивалент. Те люди, на которых распространяется «специальный режим», — к их числу относятся, помимо железнодорожников, чиновники, учителя, сотрудники энергетических компаний и больниц, а также адвокаты, моряки и балерины — решительно выступают против предлагаемой реформы. Учителя заявляют, что их потери могут составить до 700 евро в месяц. Правительство обещает полную компенсацию.

Косвенные негативные моменты

Как это часто бывает во Франции, против предлагаемой реформы выступают и получатели нормальной пенсии. Они опасаются косвенных негативных моментов. Ведь в сравнении с другими европейскими странами и эти люди, чьи пенсии значительно ниже, чем у железнодорожников, — в неплохом положении.

Как установленный по закону возраст выхода французов на пенсию (62 года), так и реальный пенсионный возраст (61,2) уже в течение многих лет находятся ниже среднего европейского уровня. А сами пенсии во Франции значительно выше: они составляют 71% от бывшего дохода, тогда как в Германии, например, 50%.

Благодаря дополнительным выплатам французские пенсионеры получают даже на 3,2% больше денег, чем во время работы, в то время как остальные европейцы вынуждены довольствоваться значительно меньшими суммами.

Потери для большинства

Франция уже давно расходует на солидарную пенсионную систему (исключительно государственную) больше средств, чем ее соседи, — 14% валового внутреннего продукта. И на нее приходится тратить все больше и больше денег: после выхода на пенсию французы в среднем живут еще 22,7 года, то есть почти на пять лет больше, чем в странах-членах ОЭСР.

Все эти данные меняются в зависимости от статистических методов подсчета. Однако результат остается прежним: большинство французов и француженок в результате предлагаемой реформы понесут финансовые потери. В такой ситуации следовало бы увеличить возраст выхода на пенсию (сейчас это 62 года), однако президент Макрон исключает этот вариант.

Многочисленные проигравшие

Президент Франции настаивает на том, что после введения балльной системы размер пенсии не снизится. Профсоюзы не согласны с такими выводами — по их мнению, рано или поздно рабочий стаж для получения полной пенсии будет увеличен. Эксперты считают, что от этой реформы выиграют немногие (например, фермеры), а вот проигравших будет намного больше: мелкие чиновники, работающие женщины, многодетные семьи.

В связи с этим возникает вопрос относительно социальной справедливости. Селия де Лавернь (Célia de Lavergne), сторонница Макрона, в понедельник заявила, что «привилегированные» пенсии в сравнении с нормальными являются еще более несправедливыми. Однако профсоюзы почему-то против этого не выступают.

Представители профсоюзов говорят, что в целом реформа приведет к «выравниванию пенсий по нижнему показателю». А попытка выравнивания по верхнему показателю приведет к полному разрушению существующей системы. Без проведения реформы дефицит пенсионного фонда Франции к 2025 году превысит 17 миллиардов евро.

В среду из-за забастовки во Франции возникли серьезные сбои в работе транспорта.