Опубликованный недавно Коллегиумом Восточной Европы имени Яна Новака-Езёраньского (Jan Nowak-Jeziorański) доклад «Энергия на восток: польские планы и украинская действительность» рассказывает о том, какие возможности есть у польских инвесторов в энергетической отрасли на Украине, и о том, как их желания сталкиваются с реальностью. «Выводы в целом пессимистичные», — не скрывает автор доклада, главный редактор портала «Бизнес алерт» Войчех Якубик (Wojciech Jakóbik).
Эти слова можно найти уже во вступительной части документа, повторил их Якубик и на конференции «Польская восточная политика», которую вот уже много лет подряд ежегодно проводит в Войновицах под Вроцлавом Коллегиум. Хотя почти половина доклада посвящена газовой тематике, начал эксперт с нефти, поскольку в этой сфере, как он сказал, ситуация выглядит хуже всего.
Ненужный газопровод
Самым ярким примером служит проект продления работающего с 2002 года украинского газопровода Одесса — Броды в Плоцк и Гданьск. Задумка состояла в том, чтобы поставлять нефть из Азербайджана в Европу. Продвижением инициативы занимался президент Лех Качиньский (Lech Kaczyński). В мае 2007 года он организовал в Кракове энергетический саммит с участием глав Азербайджана, Грузии и Украины, а в сентябре того же года подписал в Вильнюсе с ними и лидером Литвы договор о создании компании «Сарматия», которой поручили заняться подготовительными работами.
Сама идея не была новой, она появилась уже в 1990-е годы. В 2003 году представители Польши, Украины и Европейской комиссии подписали в Брюсселе соглашение о поддержке концепции поставок азербайджанской нефти с Черного моря на Балтийское. Также появилась совместная экспертная группа. Прошло уже 16 лет, но нефтепровода как не было, так и нет.
«Это яркий пример того, как интересные политические идеи проверяются экономической реальностью, — говорил автор доклада. — Польше не нужен газопровод Одесса — Броды —Гданьск. Мы больше десяти лет его обсуждали, но пришла пора честно себе в этом признаться. Так случилось потому, что стала фактом диверсификация источников поставок нефти в нашу страну». Польша уже покупает саудовскую нефть, которая поставляется танкерами в Гданьск. Украина в этом плане функционирует независимо: она может получать азербайджанскую нефть на терминале «Южный» в Одессе.
Закрытый мост
Похожая ситуация сложилась с поставками электроэнергии с Украины в Польшу. «Покупать электричество с Хмельницкой АЭС планировал еще Ян Кульчик (Jan Kulczyk)», — напоминает Якубик. С 1985 года она была связана энергомостом (ЛЭП 750 кВт) с подстанцией «Жешув» в населенном пункте Виделка. В 1993 году его работу приостановили, а двумя годами позже Польша синхронизировала свою сеть с европейской, из-за чего использование линии, подключенной к другой сети, стало невозможным.
Выходом могло бы стать отключение Хмельницкой АЭС от украинских сетей. Так функционирует Бурштынский энергоостров: это две угольные электростанции, Бурштынская (2334 МВт) и Калушская (200 МВт), Теребля-Рикская ГЭС (27 МВт), а также распределительная сеть, обслуживающая три миллиона потребителей в Ивано-Франковской и Львовской областях. Он отключен от объединенной энергосистемы Украины и синхронизирован с европейской континентальной сетью, охватывающей весь ЕС кроме Скандинавии и Великобритании, Швейцарию, Балканы, Турцию, а также Марокко, Алжир и Тунис. «Остров» связывают с ней линии электропередач, идущие в Словакию, Венгрию и Румынию, которые могут благодаря этому покупать украинское электричество. «Идея интересная, поскольку электроэнергия на Украине стоит дешевле. Польские инвесторы тоже охотно бы ее покупали, но препятствием выступают политические факторы», — объясняет Якубик.
С 2015 года за энергетическую инфраструктуру в правительстве отвечает Петр Наимский (Piotr Naimski), который начал выдвигать тезис об энергетическом суверенитете уже в 1990-е годы. «Эта концепция предполагает, что мы должны иметь собственные электростанции, чтобы полагаться на них в случае появления какой-то угрозы. По этой причине мы не хотим принимать участие в проекте энергомоста, — рассказывал автор доклада. — Мы также опасаемся, что из-за появления дешевой электроэнергии с Украины нерентабельными станут наши электростанции. Они производят энергию дороже, но пользуются нашим углем, которого у нас много, никто его у нас не отнимет. Польский подход противоречит стратегии интеграции рынков энергии и газа, продвигаемой Европейской комиссией. Из-за этого между Варшавой и Брюсселем, а также Киевом возникают споры».
«Два этих подхода сложно совместить, — добавил Якубик в ходе дальнейшей дискуссии. — С точки зрения безопасности интеграция рынков энергии и газа может со временем начать представлять угрозу. Нельзя не учитывать возможные гибридные действия России, они реальны».
Недостающий газопровод
Наиболее оптимистичная часть доклада посвящена газовому сектору, где полякам и украинцам удалось что-то вместе сделать и заработать на этом деньги, а не только приобрести политический капитал. Самым ярким примером сотрудничества Войчех Якубик назвал поставку двух миллиардов кубометров газа из Польши. «Покупателем была частная компания „Энергетические ресурсы Украины", которую основали украинец и американец», — рассказывал он. Это та же фирма, которая 9 декабря подписала с Польским нефтегазовым концерном договор о разведке газа у польской границы, за которой находится наше самое крупное месторождение «Пшемысль».
Следующим шагом, как полагает Якубик, могло бы стать подписание договора между Польским нефтегазовым концерном и Нафтогазом. Будет ли нужен украинцам газ из Польши, остается вопросом. Сейчас мы поставляем туда около 1,1 миллиарда кубометров газа в год, но нам придется учитывать конкурентов: сырье из «Северного потока — 2» или с других направлений может пойти через Словакию (она поставляет на Украину 7,3 миллиарда кубометров) и Венгрию (3,3 миллиарда кубометров).
«У Польши, однако, есть СПГ», — подчеркивал Якубик в ходе дискуссии. Прежде всего потребуется построить газопровод, соединяющий две страны. На Украине его длина должна составить 100 километров, но у украинцев нет денег на строительство. «Может, американцы помогут?» — размышлял главный редактор портала «Бизнес алерт».
«Фактор, которой мог бы оказать положительное воздействие на развитие польско-украинского взаимодействия в газовом секторе, это покровительство США», — полагает он. В августе в Варшаве представители Варшавы, Киева и Вашингтона подписали меморандум о трехстороннем сотрудничестве в сфере энергетики. «Европейское законодательство делает эти отношения цивилизованными и открывает новые возможности на украинском рынке, а политический „зонт", который раскрывают над нами американцы, может помочь наладить поставки СПГ через Польшу на Украину», — описывал ситуацию эксперт, добавляя, что все будет зависеть от Киева, поскольку Варшава свою часть задания выполнила.
Отсутствие стабильности
Главным препятствием для деятельности на Украине является нестабильность. «Перспективы развития сотрудничества между Варшавой и Киевом в сфере энергетики выглядят туманными из-за политико-экономической ситуации на Днепре», — писал в начале своего доклада «Энергия на восток» Якубик.
Эту мысль он развил на примере газопроводов в разделе, посвященном инвестиционному климату на Украине. «Проблемой остается недостаток инвестиций в модернизацию этой системы и плохая репутация, связанная с нестабильным политическим фоном. (…) Угрозу представляют скрытые интересы игроков, которые оказывают воздействие на политику государства, то есть олигархов, получающих контроль над отдельными сегментами газового сектора в зависимости от изменения расклада сил в Киеве. Также сложности возникают из-за неуверенности в том, будет ли сохранен нынешний политический и экономический курс, продолжит ли одобрять его население. Существуют опасения, что может произойти очередная вспышка недовольства, которая затормозит реформы.
Перспективы выглядят неопределенными. Украина планирует внедрить все реформы в газовом секторе до 2025 года, однако, неизвестно, будет ли она располагать таким большим количеством времени. Дестабилизирующее воздействие Российской Федерации может замедлить или остановить процесс реформирования. Также существует вероятность, что политики под давлением общества воспользуются предложением Газпрома и взамен за дешевый газ согласятся подписать новый транзитный договор, не учитывающий нормы европейского законодательства. До окончания действия такого договора или до пересмотра его условий (на который должен будет согласиться Газпром) интеграция Украины с ЕС в газовой сфере станет невозможной».
Высокий уровень риска
Очевидно, что Украина относится к странам повышенного риска. Дело не только в идущей на ее территории войне. Инвесторы уже давно не проявляют к ней особого интереса. «Если в Польшу до 2017 года пришло почти 200 миллиардов евро иностранных инвестиций, то на Украину к концу 2018 — всего 33 миллиарда долларов», — напомнил на конференции в Войновицах член совета Польско-украинской торговой палаты Дариуш Шимчиха (Dariusz Szymczycha). Треть этих денег поступила с Кипра, в связи с чем напрашивается вопрос, что это: реальные иностранные инвестиции или украденные и вывезенные за границу капиталы.
Однако некоторые готовы идти на риск, что порой заканчивается печально. «Поляки часто подписывают договоры с компаниями, зарегистрированными год или даже полгода назад. Это очень наивно», — отмечает Шимчиха. Что делать, как избежать проблем? «Приходите к нам, — говорит представитель Польско-украинской торговой палаты, — а также изучайте рынок. Не обязательно сразу же открывать фирму и нанимать украинских работников, достаточно пригласить нашего сотрудника, который проведет для вас рыночное исследование. Потом уже можно создавать компанию, но делать это следует при поддержке украинской юридической фирмы, зарегистрированной в Торговой палате. Нужно убедиться, что она вызывает доверие и работает не пару, а десять лет».
А что делать тем, кто все же оступился? «На Украине вот уже несколько лет работает уполномоченный по защите прав предпринимателей. Недавно на эту должность назначили Марчина Свенчицкого (Marcin Święcicki). К нему могут обратиться зарегистрированные на Украине предприниматели, если им не удалось разрешить споры иными путями, включая судебный. В таком случае сотрудники омбудсмена, а их 33 человека, оценивают, как помочь такой фирме, возможно ли политическое вмешательство. В среднем рассмотрение дела занимает три месяца, успехом заканчивается примерно 60%», — объясняет Шимчиха, работавший ранее в администрации президента Квасьневского (Aleksander Kwaśniewski).
Большие возможности
«Украина — на самом деле страна больших возможностей, и момент, когда туда из Польши начнут переводить производство высокотехнологичной продукции, скоро наступит, — убежден Шимчиха. — Украина стремительно меняется. Соответствующим образом подготовившись, там можно вести бизнес без особых проблем, хотя следует понимать, что иногда может потребоваться помощь украинских юридических фирм».