Прошедшие 12 декабря досрочные парламентские выборы в Великобритании завершились оглушительной победой консерваторов (тори). Согласно данным телеканала Sky News, по результатам экзит-поллов правящая Консервативная партия Великобритании получила в парламенте около 368 мест. Лейбористы во главе с Джереми Корбиным получат 191 мандат. Шотландская национальная партия претендует на 55 мест в парламенте, а «либеральные демократы» (выступающая за ЕС Либерально-демократическая партия, сокращенно либдемы) — на 13. Зеленым, скорее всего, достанется 1 депутатский мандат. Оставшиеся 22 места будут распределены между остальными партиями-участницами выборов. Таким образом консерваторы смогли получить столь необходимое им для беспрепятственного Брексита абсолютное большинство в парламенте. Для этого им было нужно получить минимум 326 мест из 650 в нижней палате парламента. Такой перевес голосов позволяет партии тори править самостоятельно, не нуждаясь в создании коалиционного правительства, и даёт возможность провести Брексит, как и планировалось, 31 января 2020 года. Консервативная партия лидировала и по результатам предвыборных социологических опросов, однако вопрос о возможности получения парламентского большинства оставался открытым.
Лейбористская партия, по предварительным подсчетам голосов, не просто проиграла консерваторам, она продемонстрировала наихудший результат на выборах за всё время существования партии. Лидер «вигов» Джереми Корбин уже пообещал покинуть пост главы партии после завершения переходного периода, взяв на себя ответственность за провал лейбористов на выборах.
Проигравшие с разгромным результатом лейбористы вышли на выборы с недостаточно четкой позицией, поскольку члены партии в ходе обсуждения Брексита голосовали то в поддержку этого шага, то против него. Поэтому лидер партии Джеймс Корбин попытался примирить обе точки зрения, выдвинув идею заключения с Брюсселем более выгодного соглашения по Брекситу и последующего вынесения этого вопроса на новый национальный референдум. Очевидно, такая расплывчатая позиция и размытые сроки окончательного решения вопроса показались подуставшему избирателю менее убедительными.
Во время предвыборной компании Борис Джонсон сделал основной акцент на том, что незавершенная процедура Брексита неизбежно отвлекает всеобщее внимание от таких насущных для каждого британца вопросов, как здравоохранение, сфера образования и экономика страны, которые оказались попросту отодвинуты на второй, если не на третий план. Ведь уже несколько лет в парламенте вместо обсуждения этих вопросов ломаются копья по поводу выхода Соединенного Королевства из ЕС. Также получает очевидную поддержку избирателей и точка зрения консерваторов на проблему мигрантов. Борис Джонсон не раз уже заявлял, что многие из них приезжают в страну только ради получения пособия. Поэтому консерваторы выступают за введение балльной системы для мигрантов. Владеешь языками, обладаешь уникальной квалификацией или большим состоянием — въезжай. Не набрал баллов — оставайся там, где есть. Такая система, по мнению консерваторов, привлечет в Соединенное Королевство квалифицированную рабочую силу и капиталы. Одновременно Джонсон рекомендует ограничение свободы передвижения и восстановление британского контроля над собственными границами, в свое время пошатнувшегося из-за обязательств перед ЕС. Нужно отметить, что Консервативная партия Великобритании оказалась на этих выборах единственной политической силой, выступившей единым фронтом, с консолидированной, внятной позицией, что во многом и предопределило её успех.
Лидер консерваторов премьер-министр Борис Джонсон назвал прошедшие выборы «историческими» и заявил, что рассматривает результат своей партии как «мандат на проведение Брексита», а также пообещал «сосредоточить внимание на приоритетах британского народа». Глава кабинета планирует осуществить Брексит 31 января, проведя через парламент согласованный с Брюсселем договор о процедуре выхода Великобритании из состава Евросоюза. Ранее этот договор не смог получить поддержку британского парламента, как и предыдущий вариант этого документа. Процедура Брексита, которую планировалось завершить до 31 октября, была отложена. Парламент был распущен, премьер-министром Великобритании были инициированы досрочные парламентские выборы.
Надо сказать, что текущая редакция договора по Брекситу между ЕС и Великобританией тоже была согласована сторонами с большим трудом. Камнем преткновения стала Ирландия. Дело в том, что Северная Ирландия в составе Соединенного Королевства вместе с остальными территориями выходит из состава ЕС. В то же время Ирландия продолжает своё членство в Евросоюзе. Таким образом, автоматически возникает необходимость восстановления между ними полноценной границы с пограничным и таможенным контролем. Что в свою очередь серьезно осложнило бы процесс мирного урегулирования на острове, где часть католиков-ирландцев давно уже с трудом уживается с английским протестантским населением. После долгих и мучительных переговоров, не раз заходивших в тупик, решение было наконец найдено. Предполагается, что Северная Ирландия останется в составе таможенной территории Соединенного Королевства, но в то же время на территории острова Ирландия никаких таможенных границ не будет. В отношении таможенных пошлин новый договор предусматривает, что, если при ввозе товаров на территорию Северной Ирландии из третьих стран есть уверенность в том, что они не попадут на единый рынок ЕС, власти Великобритании взимают национальную пошлину. В обратном случае действуют пошлины ЕС. Сразу после подписания этого соглашения Борис Джонсон заявил журналистам, что, по его мнению, это — «очень хорошее соглашение для Великобритании».
Консерваторы планируют также подписать соглашение с Евросоюзом о свободной торговле в течение года после процедуры завершения Брексита. Однако аналитики сомневаются в реалистичности столько коротких временных рамок. Той же Канаде, например, для реализации такого шага понадобились 7 лет. Тем более, что договор о свободной торговле после подписания вступит в силу только после его ратификации парламентами всех стран-участниц ЕС, а их к этому времени будет 27.
Столь значительная поддержка консерваторов на выборах свидетельствует о том, что все эти инициативы находят достаточно широкую поддержку среди избирателей. Более того, на успехе тори не сказался даже громкий предвыборный скандал с финансированием партии «подозрительными русскими олигархами». Именно в таких словах писала об этом британская пресса со ссылкой на спецслужбы Великобритании.
Британские СМИ утверждали, что крупные российские бизнесмены (в прессе назывались имена Лебедева, Темерко, Чернухиной и др.), проживающие в Лондоне, неоднократно делали значительные финансовые пожертвования Консервативной партии. По данным прессы, тори якобы получили с 2010 года от российских спонсоров более 3,5 миллионов фунтов стерлингов. После обнародования этой информации консерваторы во главе с «красным Борисом» (намек на связь с Россией г-на Джонсона) подверглись массированной критике со стороны прессы и лейбористов. Однако руководство консерваторов настаивает на том, что эти пожертвования не могут рассматриваться как иностранные, поскольку все эти спонсоры, независимо от своего происхождения, имеют подданство Великобритании. И поэтому, как и любой гражданин страны, имеют право делать пожертвования любой разрешённой политической партии.
В итоге избиратели поддержали консерваторов, абсолютное большинство в парламенте позволяет им беспрепятственно начать процесс вывода страны из ЕС. Это означает, что Брекзиту всё-таки быть, если до 31 января 2020 не случится ничего экстраординарного.