В четверг, 12 декабря, главнокомандующий Ливийской национальной армией фельдмаршал Халифа Хафтар (Khalifa Khaftar) объявил о начале решающей битвы за Триполи и призвал своих бойцов придерживаться правил ведения боевых действий.
«Сегодня мы объявляем о начале решающей битвы и наступлении в самое сердце столицы», — заявил он.
Подавляющее большинство экспертов и аналитиков опасаются, что действия Хафтара и усиление градуса напряженности между Египтом и Турцией вокруг Ливии приведут к эскалации вооруженного конфликта в стране. Напомним, напряженность в отношениях двух стран возникла в связи с подписанием меморандума о взаимопонимании по демаркации морских зон в Восточном Средиземноморье между Правительством национального согласия Ливии во главе с Фаизом ас-Сараджем (Fayez as-Sarraj) и Турцией.
Главный вопрос заключается в следующем: обратится ли Фаиз ас-Сарадж за помощью к президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану, который пообещал послать турецких военных в Ливию для поддержки Правительства национального согласия, и как отреагирует Египет, главный союзник фельдмаршала Халифа Хафтара наряду с ОАЭ, и будут ли египетские ВВС наносить удары по турецким военным кораблям, если они прибудут в порты Ливии?
Турецко-египетские отношения резко ухудшились после наступления Ливийской национальной армии фельдмаршала Халифа Хафтара на Триполи и бомбардировки порта Мисураты, через который ведутся поставки турецкой военной техники для исламистских группировок, составляющие основной костяк армии Правительства национального согласия.
Несколько дней назад информационная служба армии Хафтара опубликовала видеоролик, в котором наглядно продемонстрировала модернизированный египетский бронеавтомобиль «Terrier LT-79». Это было сделано в ответ на заявление Эрдогана о готовности Анкары направить в Ливию турецких военных, чтобы поддержать своих союзников.
Правительство национального согласия не имеет собственных вооруженных сил, поэтому вынуждено опираться на исламистские вооруженные группировки в Триполи и Мисурате. К сожалению, несмотря на международное признание, авторитет правительства ас-Сараджа серьезно пострадал из-за успехов военной кампании Халифа Хафтара и создания новой антитурецкой коалиции в Восточном Средиземноморье, которая включает Грецию, Кипр, Египет, Израиль, Иорданию, Италию и Палестину. К слову, вышеупомянутая антитурецкая коалиция была создана на полях «Газового форума стран Восточного Средиземноморья», на который Турцию не пригласили. Примечательно, что Сирия и Ливан отказались от участия.
Президент Эрдоган начал чувствовать угрозу со стороны антитурецкой коалиции, которая включает Грецию, Египет и Израиль — главных врагов Турции. Именно поэтому турецкий лидер принял Фаиза ас-Сараджа в Стамбуле и подписал с ним соглашение о военном сотрудничестве и меморандум о взаимопонимании по демаркации морских зон. Новые турецко-ливийские соглашения обострили напряженность в Восточном Средиземноморье и объединили врагов Турции. Греция даже объявила о высылке посла Ливии в Афинах.
На ливийском горизонте уже назревает новая война, еще более ожесточенная, чем предыдущая. Решение фельдмаршала Халифа Хафтара о начале наступления на Триполи может привести к отрицательным последствиям для Турции и ее союзников, включая объединение Ливии под руководством Хафтара. Никто не верит, что президент Эрдоган с достоинством примет поражение и откажется от своих союзников, поэтому не исключено, что он отправит турецкие войска и бронетехнику в Триполи и Мисурату, как ранее сделал в Сирии.
Существует вероятность, что Египет перебросит в Ливию танки, военную технику, самолеты и военные корабли в поддержку своего союзника Хафтара, который борется против Правительства национального согласия. Египетская пресса утверждает, что правительство ас-Сараджа находится под контролем исламистских группировок, включая «Братьев-мусульман» (организация запрещена в РФ — прим. ред), но маловероятно, что правительство президента ас-Сиси отправит сухопутные войска в Ливию, но такой вариант тоже имеет место быть.
Турецкий президент заявил, что не хочет превращать Ливию в новую Сирию, но, по мнению президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси (Abdel Fattah as-Sisi), выход из ливийского кризиса будет найден в течение ближайших шести месяцев, намекая больше на военное решение, чем на политическое. Тем не менее, все говорит о том, что если произойдет вооруженный конфликт между Египтом и Турцией в Ливии, то он будет ожесточеннее, чем война в Сирии.
И тут, конечно, возникают вопросы: будет ли Египет воевать в Ливии, когда он стоит перед лицом войны с Эфиопией из-за плотины «Возрождение»? Сможет ли Турция вести войну на два фронта — в Ливии за тысячи километров от собственных границ и Сирии, в то время когда она окружена врагами со всех сторон?
Мы стоим на пороге «газовой войны», которая начнется с Триполи, а затем перекинется на все страны Магриба. Новая война изменит карту Восточного Средиземноморья и, не исключено, что главной целью станет Турция. Она может повторить судьбу Ирака после вторжения Саддама Хуссейна (Saddam Hesein) в Кувейт, если выполнит свое обещание и перебросит войска в Ливию.
Никто не верит, что фельдмаршал Халифа Хафтар начал наступление на Триполи без «зеленого света» от Египта, ОАЭ, Франции и России и без молчаливого одобрения со стороны США. Дальнейшее развитие событий зависит от решения турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана. Как он поступит?