«Там, где пропаганда кричит о свободе, она противоречит самой себе» (Теодор Адорно).
В принципе, когда политик высокого ранга, изображая из себя банально пустой барабан, выдает в эфир лозунги, в этом нет ничего необычного. В конце концов, еще Салтыков наш Щедрин учил: ежели начальство «не будет калякать», то имя его «никогда не сделается популярным». Хуже всего то, что сами политики начинают верить в свой собственный «белый шум».
На посыл президента РФ Владимира Путина о варианте передачи границы при отсутствии закона об амнистии и возможности повторения трагедии Сребреницы (массовая резня боснийских мусульман солдатами Армии Республики Сербской под командованием генерала Ратко Младича в июле 1995 года), президент Владимир Зеленский заявил о невозможности такого сценария.
Мол, этого не может быть никогда! Мы, понимаешь, страна другая, особенная — свободная, демократическая. А власть только и думает, намазав утром бутерброд: как сохранить наивысшую ценность в государстве — жизнь?
Похоже, что мы с Владимиром Александровичем живем в разных странах. В его виртуальном, таком уютном мирке не избивают львовских музыкантов за песни на русском языке, там нет «генов Нищука», «герои» (посмотрев телевизор) не приезжают на Майдан с собственным карабином для отстрела солдат правопорядка, «патриоты» не подряжаются на «заказуху» для борьбы с «ворогами» — в результате погибает трехлетний ребенок или журналист, а официальный «шпрехенфюрер» не делает прозрачные намеки гражданам, которые и не собираются стесняться или отказываться от своего родного языка: штрафы или «Чемодан! Вокзал! Россия!».
И, конечно же, в матрице Зеленского не существует украинского варианта руандийского «Свободного радио и телевидения тысячи холмов». Где ежедневно, из каждого утюга продолжают делить граждан Украины на «правильных» и «неправильных». А в качестве критерия оценки сгодится все: язык, вера, национальность, мировоззрение, политические взгляды.
Дать Владимиру Александровичу еще время: вникнуть, понять, разобраться? Так он не вчера родился! И не на Марсе! И «не лох»! Ведь так называемые «проукраинские» СМИ имени дедушки Сороса и «Вашингтонского обкома» активно вливают в уши гражданам пропаганду (на языке ненависти) уже добрых пару десятков лет. Вспомните эту массовую информационную истерию: по поводу «дотационного Донбасса», населенного исключительно «гопниками» — потомками «завезенных на Украину» расово неправильных граждан, что не желают приобщаться к «европейским ценностям».
Не об этом ли нам рассказывали, доведя эту вакханалию до максимума перед Майданом? Что-то изменилось с приходом «новых»? Увы, нет. Строительство «министерства правды» страстно продолжает очередной начальник культуры Владимир Бородянский — темпами, которым позавидуют строители моста на Шулявке!
«Проукраинские» утюги продолжают называть ОРДЛО — «террористическими образованиями». Всех несогласных с политикой партии — «ватой». А так называемые «непредвзятые журналисты» в виде Остапа Дроздова сравнивают жителей Донбасса с «парнокопытными» в зоопарке. Ну и лишить всех жителей неподконтрольных Киеву территорий украинского гражданства — это святое.
А другие вершители судеб, но также — с патриотическим выражением лиц, хладнокровно рассуждают на тему: сколько кассет «Градов» необходимо, чтобы «взбодрить» Киев? Смоделируйте ситуацию: Украина раньше всего получила контроль над государственной границей на Донбассе. А теперь задайте себе простой вопрос: сколько одурманенных пропагандой ненависти пещерных националистов, достав заранее припасенные «сувениры» из АТО, ринутся в Донбасс бороться с «русским миром», осуществлять «мовний (языковой)контроль», дерибанить чужой бизнес, устранять «ворогов» из снайперских винтовок, взрывать автомобили и повышать прибыли «Новой почты»?
Один? Десяток? Сотня?
Или это будет Сребреница?
Лозунгами эту ситуацию не исправить. Рецепт «раз-раз и договорились» не подходит. И простых решений не существует. Для создания действительно свободной демократии нужна долгая и системная работа. Нужны десятки лет — чтобы привить обществу иммунитет от гражданской ненависти. И начинать эту работу следует с того, чем закончили руандийские патриотические, свободные и непредвзятые «журналисты» — международным трибуналом в Гааге.
Владимир Александрович! Может быть, уже пора включать голову? Впрочем, околорояльные шутки — это уже баян.