«Президент Эммануэль Макрон действительно распорядился начать организацию работы по возвращению останков генерала Гюдена. Запланирована церемония с Владимиром Путиным». Подтверждение пришло от осведомленных источников в Елисейском дворце. Память выдающегося военачальника Наполеона должны почтить в парижском Доме инвалидов в присутствии президента России, после чего его захоронят вместе с другими великими французскими солдатами.
Работа в этом направлении курируется советником президента Брюно Роже-Пети и главой его администрации Патриком Штзодой. Прибытие Владимира Путина на саммит в Париже 9 декабря придало ей дополнительный импульс. Президент Франции обсудил вопрос с российским коллегой и решил воспользоваться обнаружением останков генерала в Смоленске, где он скончался 22 августа 1812 года от ран в сражении при Валутиной Горе в самом начале российской кампании Наполеона.
Новое начало в дипломатических отношениях
Возвращение останков генерала Гюдена — один из мостов, которые строит президент Франции, чтобы осуществить мечту об альянсе с Россией Владимира Путина. «Президент Макрон стремится привести в порядок российско-французские отношения, — считает Элен Каррер д'Анкосс (Hélène Carrère d'Encausse), пожизненный секретарь Французской академии и признанный авторитет в вопросах связей двух стран. — Он уже очень грамотно сделал первый шаг в Версале. Он воспользовался легендой Петра Великого. Генерал Гюден был соратником Наполеона, и Эммануэль Макрон умеет чувствовать символику».
Президент обращается к истории и образу героя, который умер за Францию. Стоящий за обнаружением могилы Пьер Малиновский — глава Франко-российского фонда исторических инициатив и бывший помощник депутата Жан-Мари Ле Пена. Занявшийся археологией 33-летний самоучка получил поддержку от российского олигарха Андрея Косицына и («мягкая сила» обязывает) самого Владимира Путина: он не раз встречался с ним на протяжении невероятной археологической Одиссеи, которая позволила ему обнаружить останки генерала Гюдена в Смоленске 9 июля 2019 года (проведенный во Франции в ноябре генетический анализ подтвердил это).
Гюден — «достойный человек»
Французские историки тоже с самого начала выступали «за». Тем более что обычно труднодоступные российские архивы распахнули перед ними двери после обнаружения останков генерала. «У этого явно были последствия, — говорит глава Фонда Наполеона Тьерри Ленц. — Я ездил туда в сентябре, и меня очень хорошо приняли. Россияне многое нам показали и, на историческом уровне, активно выступали за более тесное сотрудничество с французскими учеными». Сопротивление обнаружилось со стороны французских дипломатов, которые наморщили нос из-за множества существующих разногласий с Россией. Она все еще находится под санкциями из-за агрессивного поведения по всем фронтам, не говоря уже о враждебном отношении Восточной Европы к решению Франции об одностороннем сближении.
Уважение к памяти Наполеона
Как бы то ни было, академики, судя по всему, победили дипломатов. «Я уже написала совместное письмо с Катрин Брешиньяк, пожизненным секретарем Академии наук, после обнаружения останков генерала Гюдена в России, — объясняет Элен Каррер д'Анкосс. — Это было еще до подтверждения личности экспертизой ДНК. Несколько дней назад я снова взялась за перо, чтобы попросить проведения церемонии во Франции». «Я не советник князя, но я сказала президенту о значимости этой находки для Франции и особенно для России, — продолжает она. — Годовщина битвы под Аустерлицем прошла здесь практически незамеченной. Россияне же с большим уважением относятся к памяти Наполеона. Они уважают его величие».
По ее словам, «принадлежность Эммануэля Макрона к другому поколению, наверное, дает ему больше свободы. Символические шаги зачастую дают большие результаты, даже без громких заявлений. В символическом плане, это уступает Версалю». Потомок генерала Гюдена Альберик д'Орлеан считает это прекрасной новостью: «Мы с супругой (она, кстати, русская) искренне надеемся, что это даст нашим странам возможность сблизиться и лучше узнать друг друга». Церемония может пройти уже весной.