Уходящий 2019 год оставляет глубокий след в международных отношениях Болгарии.
Самым значимым событием в отношениях с ЕС стала рекомендация Еврокомиссии отменить мониторинг Болгарии в сфере внутреннего порядка и правосудия. Через 12 лет после вступления Болгарии в ЕС, в конце октября 2019 года наша страна получила признание, что выполнила требования о верховенстве закона и борьбы с коррупцией. Формального одобрения позиции со стороны Совета ЕС и Европарламента еще нет, но и нет опасений, что она может быть отрицательной.
В октябре Европейский совет по банковской реструктуризации просигнализировал, что Болгария может присоединиться к валютному механизму ERM II еще в первой половине 2020 года. Если это произойдет, то, по мнению рейтингового агентства Fitch, наша страна может ввести евро в начале 2023 года. Не таким оптимистичным был этот год в решении вопроса о присоединении к Шенгенскому пространству. Вопреки продолжившимся заявлениям о поддержке со стороны разных стран, к концу 2019-го перспектива полного доступа к пространству свободного передвижения людей и капиталов остается еще очень неопределенной.
После того как правительство заплатило около 1,1 миллиарда евро за восемь новых истребителей F-16, Болгария заняла второе место в НАТО после США по доле ВВП, предназначающегося для обороны. Выделенные средства превысили 3%, и тем самым Болгария опередила Грецию, Великобританию, Эстонию, Румынию, Польшу, Латвию. На днях стало известно, что Болгария предложила расположить в Варне координационный центр военно-морских сил НАТО в Черном море. Так, к концу 2019-го выяснилось, что Болгарии отведено особое место в планах альянса усилить присутствие в Черном море.
К концу ноября премьер-министр Бойко Борисов и президент Дональд Трамп подписали в Вашингтоне рамочный документ о стратегическом сотрудничестве между Болгарией и США. Объектом переговоров на высоком уровне стал проект АЭС «Белене», газовые коридоры через территорию Болгарии, военная модернизация и безопасность в Черном море. Американские компании Локхид Мартин, Нортроп Груман, Ошкош Дифенс, Текстрон и Ай-би-эм проявили интерес к совместному с болгарскими заводами производству оружия и боевой техники и к участию в торгах по приобретению новой техники для болгарской армии.
Президент Владимир Путин обвинил Болгарию в том, что она сознательно задерживает реализацию проекта газопровода «Турецкий поток» на своей территории. Но премьер-министр Бойко Борисов в ответ категорически заявил, что это не так, и если прогресс проекта не столь динамичен, то это потому что в отличие от таких стран как Сербия, Турция или Россия, Болгария соблюдает обязательные условия и процедуры ЕС. Официально Борисов и российский посол в Софии Анатолий Макаров заявили, что нет предпосылок, которые препятствовали бы развитию двухсторонних отношений в прагматическом и доброжелательном духе. Но они очевидно далеки от некогда наблюдавшейся прекрасной формы и в высокой степени влияют на отношения Болгарии с европейскими и евроатлантическими партнерами.
Подытоживая ситуацию, премьер-министр Борисов подчеркнул, что отношения с Россией не ухудшены, а являются прагматическими и точными. В диалоге с Москвой, по его словам, София будет руководствоваться национальными интересами, и придерживаться общей европейской и евроатлантической политики.