Дважды в этом году Россия отметила даты, связанные с войной в Афганистане: 40 лет с момента ввода советских войск в эту страну 15 февраля 1979 года и 30 лет с их вывода 12 февраля 1989 года. Между этими датами прошло почти десять лет с тех пор, как Россия тщетно пытается сохранить лицо после Афганистана, откуда в цинковых гробах вернулись около 15 тысяч солдат.
Москва и так никогда не забывала Афганистан, но воспоминания о нем еще больше оживило участие России в сирийской бойне, начиная с осени 2015 года. В начале российской операции в Сирии многие опасались, что эта страна станет для России вторым Афганистаном, и ей придется расширить свое присутствие и пойти на эскалацию конфликта, о чем заявил генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Картунов в интервью «Аль-Модон». По его мнению, этой эскалации и расширения российского присутствия на сирийской территории «еще не произошло», и роль Москвы остается очень ограниченной, как и ее потери в этой арабской стране. Связанные с военной операцией издержки остаются относительно небольшими, поскольку многочисленные маневры внутри страны обходятся российской казне намного дороже, на его взгляд, чем полеты в небе над Сирией.
Тем не менее Картунов считает, что Сирия напоминает Афганистан под другим углом зрения, поскольку, как и там, не совсем ясно, когда завершится военная операция и на каких условиях. Сроки окончательного вывода российских военных из Сирии постоянно откладываются, а «военная победа ускользает меж пальцев».
Николай Рыжков, председатель Совета министров Советского Союза в период вывода войск из Афганистана, категорически отказывается проводить какие-либо параллели между Сирией и Афганистаном. Как он отметил в интервью агентству «Интерфакс» в феврале этого года в связи с сороковой годовщиной ввода сил в Афганистан, нельзя сравнивать несравнимое, и между Сирией и Россией существует правовая основа для оказания помощи в случае агрессии. По его словам, российская помощь стала ответом на просьбу законного президента Сирии, и независимо от мнений об Асаде, для Рыжкова он является законным: «Существуют юридические основания для межгосударственных взаимоотношений. Мы не в вакууме живем. Но Россия, и это нельзя не видеть, не ставит цель создать в этой стране нечто на нее похожее, сделать из Сирии свое подобие. Мы выступаем за многостороннее решение сирийской проблемы. Мы за конституцию в этой стране, которая бы отвечала национальным традициям».
Что касается нынешнего сирийского конфликта, то в начале военной интервенции российское руководство также заявило, что не намерено вести долгую войну (пока не объявило о выводе сил весной 2016 года), отправило в Сирию небольшие силы (военная авиация, наземные силы), а местное население приветствовало российских военных. Последние добивались успехов с минимальными потерями, а их нынешние враги — это суннитские солдаты (революционеры, боевики, террористы, умеренная оппозиция и прочие силы). И, наконец, Сирия как и Афганистан расположена вдали от Москвы.
На сайте приводятся тезисы древних китайских военных об «искусстве войны», согласно которым успешными обычно бывают кратковременные военные кампании, а не длительные войны. Россия, как и Советский Союз, вовлечена в длительный конфликт с высокой степенью неопределённости. По словам автора, происходящее с Россией в Сирии, похоже на то, что имело место в Афганистане: первоначальные военные успехи, но отсутствие признаков победы в войне, за которыми последовал период американской активизации процесса поставки оружия противникам советской армии, что привело к поражению Кабула. События на сирийской арене напоминает ловушку, в которую Москва попала в Афганистане. Она еще не оказалась в столь тупиковой ситуации (на 2016 год), но если это произойдет, все будет «плохо и очень грустно».
Спустя десятилетия после того, как Политбюро Коммунистической партии Советского Союза приняло решение о вторжении в Афганистан российский оппозиционный сайт «Знак» опубликовал большую статью под названием «Афганистан привел к гибели нашей армии и государства». Согласно мнению автора, это решение стало роковой ошибкой. Сайт цитирует первого заместителя комитета по обороне в Государственной Думе Александра Шерина. По его мнению, Афганистан похож на нынешнюю Сирию, и обстоятельства ввода советских войск в Афганистан были очень похожи на обстоятельства вмешательства российской армии в Сирию. Он напомнил о джихадистах, которые вышли на передний план и попытались свергнуть законное афганское правительство и аннулировать соглашения между Советским Союзом и дружественной Республикой Афганистан. Автор статьи утверждает, что подобные заявления, безусловно, будут периодически поступать со стороны официальных политических и военных лиц в сороковую годовщину начала афганской войны. В этой ситуации крайне важно, по его мнению, чтобы военные лидеры признали ошибочность вторжения в Афганистан. Такой позиции придерживается не только сайт, но и некоторые бывшие сотрудники КГБ, участвовавшие в афганской войне.
В свою очередь, платформа русских националистов и фашистов «Завтра», апеллирующая к ультраправому крылу нынешней российской власти, которую она всегда обвиняет в «предательстве» национальных интересов России, опубликовала 5 декабря статью под названием «Чей заказ выполняет Россия в Сирии?» Автор попросил своих читателей ответить на вопрос: «Вот честно, кто из вас может внятно сформулировать цель нашего военного присутствия в Сирии?» Он продолжил: «Вот началась война в Афганистане в 1979 году, так нам быстро честь по чести объяснили, что хорошие ребята хотят строить социализм, а плохие им мешают. Соответственно, по всем понятиям мы должны им помочь. Все ясно, понятно».
Газета завершает свою отвратительную сатиру, вспоминая старый анекдот о пренебрежении Путина к национальным интересам России. Анекдот таков: «Президент Кока-Колы звонит Путину с предложением, если Путин утвердит в России красный флаг, но с небольшой желтой надписью в углу "Соса-Соla", то он оплатит все внешние долги РФ и еще сверху накинет. Путин: "Это интересное предложение, я должен посоветоваться, пока трубочку не вешайте", — берет трубу без номеронабирателя, — "Слышь, Касьянов, а ну скажи мне, когда у нас контракт с Аквафреш заканчивается?"»
Россиянам известны все подводные камни в современной политической системе страны, и поэтому их доверие к ней остается на таком низком уровне. Можно ли гарантировать сирийцам, что путинская Россия, несмотря на все свои внутренние «победы», в конечном итоге покинет Сирию так же, как это сделала в Афганистане? Станет ли Сирия вторым Афганистаном?