— Решение Набиуллиной отпустить рубль в свободное плаванье в декабре 2014 года ждало серьезное испытание.
— Высокоприбыльный российский рынок входит в 2020 год в статусе «тихой гавани» для развивающихся стран.
Пять лет назад решению председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной отпустить рубль в свободное плавание предстояла мучительная проверка. На фоне обвала цен на нефть и международных санкций российская валюта ушла в штопор, и остановить ее падение не смогло даже повышение ставки на 650 базисных пунктов.
Но перемотаем всего на полдесятилетия вперед — и ситуация в корне переменилась.
Отказ правительства вмешиваться в валютную политику, осторожные процентные ставки и ужесточение бюджетных правил привели к тому, что Россия вступает в 2020 год с международными резервами свыше половины триллиона долларов, а ее валюта выглядит одной из наиболее выгодных для краткосрочных сделок.
И в 2020 году рубль может вновь выйти в лидеры, став тихой гаванью для инвесторов на фоне страхов перед торговой войной между США и Китаем, свидетельствует опрос агентства «Блумберг» среди 57 глобальных инвесторов, стратегов и трейдеров. Аналитики HSBC Holdings Plc предрекают рост валюты в пределах 7% с текущих уровней, назвав ее «лучом света» среди развивающихся рынков Европы, Ближнего Востока и Африки.
Значительная разница в процентных ставках с США в сочетании с укреплением рубля привели к тому, что прибыльность рублевых спекуляций оказалась самой высокой среди развивающихся рынков. Прибыль инвесторов от рублевых активов более чем вдвое превысила прибыль от занявшего второе место египетского фунта, который отпустили в свободное плавание в 2016 году.
Через несколько недель после экстренного ужесточения в конце 2014 года Банк России начал снижать ставку, из-за чего реальные рублевые ставки на какое-то время стали отрицательными. Однако снижение инфляции восстановило скорректированную прибыль, которая оказалась столь же высока, как и когда ключевая ставка составляла 17%.
Бюджетное правило, позволяющее РФ аккумулировать непредвиденные нефтяные доходы, подтолкнуло международные резервы в процентах от валового внутреннего продукта страны до максимального уровня с 2010 года. У России двойной профицит — бюджета и счета текущих операций — и оба этих показателя находятся на пиковых уровнях, по крайней мере за эту декаду.
Обвал цен на нефть и международные санкции из-за Украины обрушили рубль до рекордного минимума в январе 2016 года. Однако с того времени бюджетное правило сделало рубль менее уязвимым к колебаниям цен на нефть.
Стоимость хеджирования от потенциального дефолта при помощи кредитно-дефолтных свопов в России снижается быстрее аналогичного разрыва у развивающих стран.