Новоназначенный глава Украинского института национальной памяти Антон Дробович на первой пресс-конференции рассказал о приоритетах своей работы на пять лет и прокомментировал самые громкие эпизоды декоммунизации. Он призвал общество к диалогу по спорным историческим вопросам, заявив, что в прошлое должна уйти советская практика коммуникации «через лозунги и монолог». «Мы хотим улучшить качество общественного диалога», — подчеркнул новый глава института нацпамяти.
О своем назначении на место Вятровича
— Я не получил ни одного заявления об увольнении и не услышал ни одного устного намерения — если имеется в виду, хотят люди со мной и дальше сотрудничать. Для меня это не самоцель — менять команду. Если люди готовы работать под те программные направления и приоритеты, которые были озвучены в интересах Украины, то мы будем это делать.
О проблеме герба СССР на щите Родины-матери
— Там очень сложная инженерная конструкция, которую нельзя разбалансировать. В руке с мечом есть маятник, который уравновешивает эту статую. Если мы повесим много инженерных приспособлений, чтобы демонтировать щит, они могут наклонить статую. В Институте Патона есть решение, но оно будет очень дорогим. Возможно, предложим придумать более изящный способ решения проблемы.
О памятнике Ватутину в Киеве
Фамилии Ватутина нет в списках на декоммунизацию. Я изучаю этот вопрос. Даже если бы он был в этих списках, это не просто памятник Ватутину — это могила. В таких случаях процедура совсем другая, памятник не может быть демонтирован.
О проспекте Жукова в Харькове
— Жуков [проспект Жукова] точно не может быть, так как он подпадает под декоммунизацию. Я очень надеюсь, что с этим не будет никаких проблем и в Харькове органы местного самоуправления урегулируют этот вопрос. Если по этому вопросу нужен диалог, экспертная дискуссия — то это нужно делать.
О мозаике с Лениным и Сталиным в Новгород-Северском
— Институт национальной памяти не имеет инструментов для прямого физического вмешательства и влияния на объекты коммунистического наследия. Мы обращаемся в полицию, в органы местной власти. Мы можем множество раз обращаться, но нельзя декоммунизацию проводить из Киева. Критическая масса Новгород-Северского, те, кто против (изображений Сталина и Ленина), должна додавить — через общественное давление на полицию, через обращения в суд. Только такая активность решит этот вопрос.
О приоритетах института на пять лет
— Это продолжение работы по декоммунизации, в частности создание архива репрессивных органов; усиление работы с учебными заведениями; усилия на международной арене по признанию Голодомора геноцидом украинского народа; противодействие российской агрессии.
О признании голодомора геноцидом
— Есть несколько идей, как усилить позиции. Часть этого приоритета — консолидация усилий украинских ученых.
Об архиве репрессивных органов
— Это огромная часть по декоммунизации. Общая стоимость архива — 550 миллионов гривен, на следующий год заложено чуть более 50 миллионов гривен. Сейчас есть выделенное помещение площадью около 10 тысяч кв. м, оно будет увеличено до 19 тысяч кв. м. Это будет один из крупнейших открытых документальных архивов репрессивных органов в Европе.
— Один из приоритетов — борьба с дезинформацией, с мифами, которые нам пытаются сюда щедро поставлять наши противники. Мы видим последние заявления президента РФ о каких-то мнимых «исконных землях», которые существуют в сознании политического руководства России. Для борьбы с такими вещами должно быть усилено качество исторической науки, усилия по развитию критического мышления и публикация материалов, развенчивающих подобные вещи. Мы усилим содействие изданию таких материалов — как, например, известная книга Сергея Громенко о 250 годах российских мифов об истории Крыма.
О креативных новациях
— Мы будем стимулировать обсуждение сложных политических тем через нестандартные креативные решения. Институт уже имеет проекты создания настольных игр и мобильных приложений об истории украинской революции. Мы хотим создать на следующий год продукт об истории украинского государства — возможно, по мотивам игры «Цивилизация». Такие игры вызовут интерес к украинской истории и оживленное обсуждение.