Стамбул — В понедельник, 23 декабря государственный обвинитель Саудовской Аравии сообщил, что пятеро человек были приговорены к смертной казни в связи с убийством журналиста Джамаля Хашогги (Jamal Khashoggi), которое произошло в консульстве Саудовской Аравии в Стамбуле в прошлом году. Между тем двое наиболее высокопоставленных чиновников, замешанных в этом деле, а также кронпринц Мухаммед бин Салман (Mohammed bin Salman) были освобождены от обвинений в совершении каких-либо преступлений.
Убийство Хашогги, произошедшее в октябре 2018 года, вызвало по всему миру бурю негодования в адрес королевства и привлекло внимание к тем преследованиям, которым кронпринц подвергает диссидентов. 59-летний Хашогги, гражданин Саудовской Аравии, живший в Соединенных Штатах и писавший колонки для издания Washington Post, был одним из самых известных критиков кронпринца Мухаммеда.
Эти вердикты стали результатом судебных разбирательств в уголовном суде Эр-Рияда, которые продлились почти год и которые были окутаны завесой секретности. Заседания суда проводились в закрытом режиме, а тех иностранных чиновников, которые присутствовали на них, просили не разглашать подробности разбирательств. Правозащитные группы предупреждали, что отсутствие прозрачности помешает разобраться в том, которую роль в убийстве Хашогги могли сыграть высокопоставленные чиновники Саудовской Аравии, включая кронпринца.
В прошлом году ЦРУ пришло к выводу, что кронпринц отдал приказ убить Хашогги. Этот вывод противоречит заявлениям саудовской стороны, которая настаивает, что кронпринц не знал заранее о готовящемся убийстве.
Во время пресс-конференции, которая прошла в понедельник, 23 декабря, в Эр-Рияде, представитель государственного обвинителя Шалаан аль-Шалаан (Shalaan al-Shalaan) отказался назвать имена пятерых человек, приговоренных к смерти. Еще троих подсудимых приговорили к тюремным срокам, составившим в общей сложности 24 года.
По словам аль-Шалаана, в отношении двоих высокопоставленных чиновников — королевского советника Сауда аль-Кахтани (Saud al-Qahtani) и бывшего заместителя главы саудовской разведки Ахмеда аль-Ассири (Ahmed al-Assiri) — было проведено расследование, в результате которого вся вина с них была снята. По словам представителя государственного обвинителя, вина была снята и с Мохаммеда аль-Отайби (Mohammed al-Otaibi), который занимал должность генерального консула в консульстве Саудовской Аравии в Стамбуле на момент убийства Хашогги.
Салах Хашогги (Salah Khashoggi), старший из детей Джамаля, назвал эти вердикты «справедливыми».
«Мы подтверждаем свою веру в судебную систему Саудовской Аравии на всех ее уровнях и в ее справедливость по отношению к нам», — написал он в твиттере.
Однако невеста Хашогги Хатидже Дженгиз (Hatice Cengiz) написала в твиттере, что такие вердикты суда «неприемлемы».
Издатель Washington Post Фред Райан (Fred Ryan) тоже раскритиковал исход этого дела.
Хашогги, живший в штате Вирджиния, приехал в консульство Саудовской Аравии в Стамбуле 2 октября 2018 года, чтобы получить документы, которые давали ему право жениться на Дженгиз. По словам саудовских и турецких следователей, Хашогги убили почти сразу после его приезда в консульство, пока Дженгиз ждала снаружи. Убийство совершила группа агентов, которые прилетели в Стамбул из Саудовской Аравии.
По словам Шалаана, убийство стало результатом «внезапного решения», принятого саудовскими агентами. Но турецкие следователи усомнились в том, что оно было спонтанным. Они указали на то, что среди саудовских агентов оказался специалист по вскрытиям, чья роль заключалась в том, чтобы расчленить тело Хашогги. Останки журналиста так и не были найдены.
Остается неясным, когда именно суд завершился. По словам Шалаана, на нем присутствовали двое сыновей Хашогги и их адвокаты, а также представители пяти постоянных членов Совбеза ООН — Соединенных Штатов, Великобритании, Китая, России и Франции, — и Турции.
Смертные приговоры теперь ожидают подтверждения суда вышестоящей инстанции.
После убийства власти Саудовской Аравии сообщили, что они пытаются разобраться в той роли, которую сыграли Кахтани и Ассири в организации и отправке группы агентов, встретивших Хашогги внутри консульства.
Решение провести расследование в отношении этих двоих чиновников — верных помощников кронпринца Мохаммеда — и снять их с занимаемых ими постов, указывало в тот момент на то, что руководство страны было готово пожертвовать как минимум несколькими высокопоставленными чиновниками на фоне разразившегося публичного скандала, ставшего худшим за последние несколько десятилетий.
Считается, что Кахтани, советник Мохаммеда по связям с общественностью, был более влиятельным чиновником из этих двоих. Будучи рьяным защитником королевской семьи, он проводил онлайн-кампании против критиков кронпринца. «Рой» его агентов в твиттере резко критиковал религиозных деятелей, диссидентов и журналистов, отстаивая Мохаммеда, за что Кахтани получил прозвище «Повелителя мух».
Кахтани также обвиняют в организации наступления на диссидентов и пыток Лоуджан аль-Хатлуль (Loujain al-Hathloul), известной активистки движения за права женщин, которая находится в тюрьме с прошлого года. Саудовские чиновники отрицают, что активисты подвергаются пыткам.
В прошлом году администрация Трампа ввела санкции против 17 граждан Саудовской Аравии, замешанных в убийстве Хашогги. В этот санкционный список попал и Кахтани, который, как посчитали американские чиновники, «участвовал в планировании и осуществлении операции, повлекшей за собой смерть» Хашогги.
В понедельник Шалаан сообщил, что «государственный обвинитель провел расследование в отношении Кахтани, но не выдвинул против него обвинения в силу отсутствия улик».
Ассири, бывшему заместителю главы разведки, сначала предъявили обвинения, поскольку прокуратура решила, что именно он отдал приказ о принудительном возвращении Хашогги в Саудовскую Аравию. В понедельник, 23 декабря, Шалаан сообщил, что вина Ассири не была доказана.
Президент Трамп решительно защищал Саудовскую Аравию и кронпринца, настаивая на том, что отношения между королевством и Соединенными Штатами слишком важны, чтобы их могла испортить смерть Хашогги.
Один высокопоставленный чиновник Госдепартамента, согласившийся побеседовать с репортерами на условиях анонимности, назвал вердикты «важным шагом к тому, чтобы привлечь всех виновников этого ужасного преступления к ответственности».
«Мы призывали Саудовскую Аравию провести справедливый и прозрачный судебный процесс, и продолжим это делать», — отметил этот чиновник.
Позже этот чиновник назвал убийство Хашогги «ужасающим», но добавил: «Давайте не будем забывать о том, что за последние несколько недель в Иране были убиты 1,5 тысячи человек, о чем сообщает агентство Reuters. Я не меняю тему разговора. Но в мире совершается множество жестоких преступлений».
Убийство Хашогги углубило раскол между Саудовской Аравией и правительством Турции, которое первым обнародовало информацию о жестоком убийстве внутри здания консульства.
Саудовская Аравия настаивает на том, что убийство Хашогги представляло собой тайную операцию, проведенную не в меру старательными агентами, которым был отдан приказ вернуть Хашогги на родину живым.
В понедельник, 23 декабря, турецкие чиновники выразили скептическое отношение к решению суда.
В июне следователь ООН по делам о нарушении прав человека призвал провести расследование при участии ООН. Специальный докладчик Верховного комиссара ООН по правам человека Агнес Калламар (Agnès Callamard) заявила, что власти Саудовской Аравии участвовали в уничтожении улик и что в убийстве Хашогги виновны не только те саудовцы, которым были предъявлены обвинения.
Калламар назвала вердикты, обнародованные в понедельник, «издевательством».
«Наемные убийцы признаны виновными и приговорены к смерти, — написала она в твиттере. — А заказчики не просто разгуливают на свободе. Расследование и суд их почти не коснулись. Это противоположность правосудию».
Адам Кугл (Adam Coogle), эксперт по Ближнему Востоку в организации Human Rights Watch, отметил, что «освобождение высшего руководства Саудовской Аравии от какой-либо вины в убийстве Джамаля Хашогги вызывает серьезное беспокойство по поводу справедливости этого судебного разбирательства».
Отношение властей королевства к этому убийству, «от полного отрицания до перекладывания вины на агентов низшего уровня в рамках судебного разбирательства, в котором отсутствовала прозрачность, указывает на необходимость проведения независимого судебного разбирательства», как он написал в своем текстовом сообщении.