В этом месяце все взоры в Европе были устремлены на саммит глав государств НАТО в Лондоне, потом на парижскую встречу российского президента Владимира Путина и президента Украины Владимира Зеленского, а после этого на драматичные выборы в Британии. Однако эти важные события затмили собой еще одну встречу, имеющую очень серьезные последствия: ту, которая состоялась 7 декабря между Путиным и бессменным руководителем Белоруссии. А на их отношения стоит посмотреть пристальнее.
Встреча в российском курортном городе Сочи длилась более пяти часов. На ней Путин и Александр Лукашенко обсуждали дорожную карту интеграции двух стран. В повестке дня был амбициозный план по согласованию налогового, таможенного, торгового и нормативного режимов, а также по принятию единой валюты. Многие усмотрели в нем кремлевский замысел «мягкой аннексии» Белоруссии. Давая в конце прошлого месяца интервью, посол Белоруссии в Москве Владимир Семашко заявил, что Лукашенко и Путин даже утвердили планы по созданию общего правительства и общего парламента.
Однако перед встречей в Сочи Лукашенко объявил: «Мы никогда не намеревались и никогда не станем частью другого государства — даже братской России». После этой встречи и по возвращении Лукашенко в Минск высокопоставленный белорусский военачальник заявил, что его страна хочет принять участие в военных учениях НАТО «Защитник Европы», которые состоятся в будущем году. Белоруссия даже готова разыграть китайскую карту — на прошлой неделе она объявила о своем намерении занять у Пекина 500 миллионов долларов, чтобы погасить существующий долг.
Внутри Белоруссии нарастает противодействие сближению с Россией. Перед встречей 7 декабря более тысячи демонстрантов, не побоявшись страшной полиции, которая в этот раз не вмешивалась, выступили против интеграции в белорусской столице Минске. Вскоре была запланирована еще одна демонстрация на 20 декабря, когда должна была состояться новая встреча Лукашенко и Путина. По предварительным оценкам, в тот день на демонстрацию в Минске пришли почти 2 000 человек, и многие из них скандировали: «Нет союзу с имперской Россией». Накануне второго протеста белорусские власти задержали двух оппозиционеров, Павла Северянца и Максима Винярского. Пожалуй, это говорит о том, что давление на Лукашенко усиливается, как внутри страны, так и со стороны Москвы.
Белоруссия, которую называют «последней диктатурой в Европе», стороннему наблюдателю может показаться застывшей во времени. Находящийся у власти более 25 лет Лукашенко является главным долгожителем среди европейских лидеров. В прошлом месяце он объявил, что в следующем году снова будет баллотироваться на так называемых президентских выборах, намереваясь выиграть еще один президентский срок. Тайную полицию в этой стране до сих пор называют КГБ, памятники Ленину стоят повсеместно, а самое главное — Красная Армия там по-прежнему в большом почете.
Состоявшиеся в прошлом месяце парламентские выборы, которые резко раскритиковали зарубежные наблюдатели, были похожи на воскресшее советское голосование. Несколько партий, представляющих правящую элиту, заняли все места в парламенте, а оппозиция не получила даже возможности посостязаться. «Эти выборы продемонстрировали полное неуважение к демократическим обязательствам, — сказала Маргарета Седерфельт (Margareta Cederfelt), возглавившая миссию наблюдателей от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). — В стране, где власть и независимость парламента урезаны, а основополагающие свободы ограничены как для избирателей, так и для кандидатов, парламентские выборы вполне могут стать пустой формальностью».
Тем не менее, под поверхностью окостеневшей политической структуры происходит быстрое смещение ее социальных основ. Белоруссия одновременно переживает три трансформации. Во-первых, национальное возрождение формирует мощное чувство белорусской идентичности. В этой русскоязычной в основном стране усиливается интерес к белорусскому, а не русскому языку, культуре и истории. Во-вторых, растет гражданское самосознание, особенно среди молодежи, и это помогает активизировать и заряжать энергией гражданское общество. В-третьих, постепенно сходит на нет многолетнее восприятие Белоруссии как верного вассала Кремля, и граждане страны все чаще видят в ее государственности огромную ценность, которую надо отстаивать и продвигать.
Президент Путин заметил эти тенденции и пытается их подавить из-за границы. Кремль использует те тайные методы, которые он применяет в таких странах, как Украина и Грузия, формируя выгодный для России политический ландшафт. Экспертная сеть ISANS (Международная сеть стратегических действий за безопасность) опубликовала новый доклад, где говорится о быстром распространении пагубного российского влияния на Белоруссию. «За последние два года Белоруссия превратилась в отдельную мишень для российских политических, финансовых и медийных сил, — отмечается в докладе. — Многие СМИ, привлеченные к информационным атакам на Белоруссию, получают поддержку и финансирование со стороны „бизнесменов-патриотов", которые близки к Путину и напрямую либо через своих ставленников связаны с президентской администрацией».
Многих белорусов тревожит то, что эта мягкая аннексия под лозунгами дружбы народов может быть только началом. В отличие от Лукашенко, властные полномочия у Путина ограничены по времени, и в 2024 году он будет вынужден уйти с поста президента, пробыв на нем два срока подряд. По Москве и Минску ходят слухи о том, что Путин ищет ту или иную возможность остаться у власти. «Рокировка» с премьер-министром Дмитрием Медведевым, когда они поменялись местами, в 2011-2012 годах вызвала в России массовые протесты. Поэтому предположительно более безопасный сценарий для Путина состоит в том, чтобы возглавить Союзное государство России и Белоруссии (СГРБ). В этом случае исчезнет ограничение по срокам, так как Путин займет совершенно новую должность.
Идея создания союзного государства впервые появилась на свет в 1990-е годы, когда российским партнером Лукашенко был Борис Ельцин. Тогда идея союзного государства показалась молодому белорусскому лидеру весьма привлекательной. Поскольку Ельцин старел, плохо соображал и много пил, Лукашенко вообразил, что у штурвала союзного государства встанет не российский руководитель, а он. Но потом к власти пришел Путин, и точка зрения у Лукашенко изменилась.
Союзное государство под руководством Путина станет мощным ударом по суверенитету и независимости Белоруссии. В результате согласования законов, норм и правил, на чем настаивает Путин, Россия, где проживает 145 миллионов человек, полностью поглотит Белоруссию с ее 10-миллионным населением. Еще важнее другое. Российская экономика в 29 раз крупнее белорусской, а это значит, что Минск будет подчиняться правилам, а не диктовать их.
Запад мало что может сделать для недопущения такого дружеского слияния двух государств. Более того, формально мы не должны бы мешать созданию полномасштабного союзного государства. Однако Запад все же способен предпринять небольшие шаги по активизации гражданского общества, по поддержке национального возрождения в стране и по противодействию посягательствам российской мягкой силы. В нынешней ситуации, когда Лукашенко вынужден идти на интеграцию, единственный вариант для Запада — это включиться в долговременную игру.
В докладе ISANS особое внимание уделено онлайновому пространству и информационной безопасности. Россия своими усилиями в этой сфере вытесняет белорусских националистических конкурентов, лишая страну возможности сохранить собственную, отличную от других онлайновую идентичность. Белорусское гражданское общество, отважно продолжающее свою борьбу, несмотря на это российское давление, призывает западных интернет-провайдеров помочь сохранить автономность белорусских социальных сетей. Это не только крайне важно для сохранения и защиты независимости Белоруссии. Это поможет противостоять действиям Кремля, который пытается расширить свое злокозненное влияние в Белоруссии и за ее пределами.
Страны ЕС должны упростить белорусам поездки за рубеж, отменив визовые сборы и вкладывая больше средств в молодежные и студенческие обмены. Это было подчеркнуто представителем ISANS и другими людьми, выступавшими недавно на слушаниях Хельсинкской комиссии. Западные финансовые институты, такие как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Всемирный банк, должны поддержать более прямые инвестиции при условии, что Белоруссию удастся уговорить провести либеральные реформ и дать западным компаниям доступ к своему рынку.
Режим Лукашенко больше десяти лет подвергается санкциям ЕС и США за нарушения прав человека. В последнее время эти санкции были в основном отменены, так как Запад стремится сблизиться с Минском в противовес российскому влиянию. Однако все прочие отмены санкций следует обусловить либерализацией внутри Белоруссии. Причем надо установить белорусам нормативы: такие-то ориентиры для оценки прогресса в свободе СМИ, такие-то ориентиры в области прав человека, такие-то — в расширении гражданского общества. И Запад, и белорусы явно заинтересованы в сохранении независимости и суверенитета страны от России, в нейтрализации путинских угроз, а нарастающее российское давление становится мобилизующим катализатором для белорусского гражданского общества. Но Лукашенко в качестве партнера в этом предприятии вызывает большие сомнения. Ради независимости и суверенитета Белоруссии, а также с учетом того воздействия, которое углубленная интеграция может оказать на политическое будущее Путина, отношения России и Белоруссии нельзя больше считать второстепенным вопросом для Запада.