«Автор — военный эксперт, в основном специализирующийся на России, однако он не является так называемым „военным фриком" с ограниченным полем зрения. Он широко обсуждает военные и политические проблемы, глубоко понимая общество, психологию, культуру и образ мышления России и СССР, а также сравнивая их с Японией и западными странами».
Речь идет о специально назначенном доценте Научно-исследовательского центра передовых наук и технологий при Токийском университете Ю Коидзуми (Yu Koizumi), который в этом году получил премию «Сантори в области общественных и гуманитарных наук» за книгу «Геополитика имперской России».
Такими словами на церемонии награждения его представил член избирательного комитета премии профессор Ниигатского университета Сигэки Хакамада (Shigeki Hakamada), который известен как лидер в области исследований России.
Награду также называют «Премией Акутагавы в области гуманизма и социологии». Молодым ученым она открывает путь к успеху. Тем не менее Коидзуми отшучивается: «Я скорее не стандартный ученый, а профессиональный военный фрик».
Когда распался СССР, Коидзуми ходил в начальную школу. Когда он был старшеклассником и увлекался военными самолетами, начала появляться информация о советском вооружении, которое во время холодной войны было покрыто тайной. У Коидзуми проявился сильный интерес к системам вооружений, военной тактике и образу мышления стоящих за ними россиян, которые отличались от Запада.
После окончания аспирантуры Университета Васэда он начал публиковать статьи в военных журналах, специализируясь в основном на российской стратегии безопасности. Также Коидзуми работал в качестве специального научного сотрудника в Институте технологий будущего, аналитика в МИД Японии, приглашенного исследователя в Российской академии наук и сотрудника в Библиотеке японского парламента. В марте этого года он занял текущий пост. Коидзуми любит публиковать информацию, щедро приправляя ее юмором из Твиттера.
Комментируя привлекательность России, которую он изучает, Коидзуми говорит шутя: «Это ее эротизм» (используется японское понятие, означающее трепет от чего-то неожиданного, внезапно появившегося, что наводит на размышления и что обычно скрыто).
«Военный потенциал скрыт. Тем не менее это не случай КНДР, когда скрыто вообще все. Скорее, информации слишком много, но внешнему миру ее не показывают в упорядоченном виде. Как добыть эту информацию и грамотно упорядочить ее? Это и есть показатель мастерства. Если очень постараться, мозаику можно сложить практически на 90%», — отмечает Коидзуми.
В работе, удостоившейся премии, он анализирует уникальные взгляды на порядок, стоящие за политикой безопасности, проводимой Россией в последние годы и критикуемой по всему миру.
Коидзуми блестяще анализирует врожденную логику России, породившую неоднократные случаи военной агрессии: туманные представления о границах России — что еще считать ее территорией, а что уже нет, а также идея сферы влияния, из-за которой у России появились особые взгляды на суверенитет. Суверенными государствами она считает только те страны, которые не зависят от военных союзов и которые могут принять военное решение сами. Также Россия полагает, что она вправе ограничить суверенитет небольших соседних стран, которые находятся под ее влиянием. Кроме того, в работе Коидзуми привлекает то, что она сделана в форме путевых заметок: он объездил страны бывшего СССР и проанализировал ситуацию на местах.
По словам Коидзуми, он продолжит проводить проверки на местах и осуществлять экспертную деятельность наряду с научными исследованиями: «Моя цель — в течение пяти лет посетить все 15 бывших советских республик. Также я хочу побывать во всех 83 субъектах Российской Федерации. «Научные задачи» — звучит чванливо, поэтому назовем это учебной экскурсией» (смеется).