В воскресенье состоялся обмен пленными между Украиной и непризнанными донбасскими республиками, о котором было объявлено 9 декабря на проходившем в Париже саммите в нормандском формате. Решение президента Зеленского, однако, понравилось не всем его соотечественникам.
Пророссийские боевики передали украинской стороне 76 человек, среди освобожденных были в том числе военные, попавшие в плен еще в 2015 году. Неоднозначную реакцию вызвало освобождение Киевом бойцов спецподразделения «Беркут», которых обвиняют в расстреле протестующих на киевском Майдане в феврале 2014 года.
Обмен проходил на линии разграничения в Донецкой области. Среди людей, которых освободили боевики, был, в частности, журналист Станислав Асеев, проведший в плену 2,5 года, а также 24-летняя жительница Луганска, которую суд в ЛНР приговорил к 12 годам лишения свободы за шпионаж в пользу украинских спецслужб. Агентство «Интерфакс-Украина» сообщило, что 22 человека, внесенные в список подлежащих передаче боевикам лиц, отказались от обмена и остались на Украине.
Выбор между спасением и справедливостью
«Для меня и для моей команды самое важное — это каждая человеческая жизнь. Я шел с этим лозунгом на выборы, это моя моральная позиция», — заявил недавно в интервью четырем иностранным газетам, среди которых была «Газета выборча», президент Владимир Зеленский.
Однако воскресные события могут отразиться на его политической карьере: стремясь осуществить обмен, он согласился передать пророссийским боевикам «беркутовцев», которых обвиняют в причастности к убийствам протестующих в Киеве в ходе «революции достоинства» 20 февраля 2014 года. Тогда на улицах погибли 48 и получили ранения 80 человек.
Украинские СМИ сообщают, что Россия и пользующиеся ее поддержкой сепаратисты требовали выдачи экс-бойцов «Беркута» еще в 2015 году, но Киев на это не соглашался. Судебный процесс пяти «беркутовцев» должен был завершиться в мае 2020 года. По мнению наблюдателей, следователям удалось собрать материалы, позволяющие назвать их исполнителями преступления. Это был важный элемент более широкого расследования, который мог, в частности помочь выяснить, кто отдавал приказы о применении силы против протестующих. Выдача исполнителей может помешать установлению заказчиков, а убийцы не понесут наказания. Ранее нескольким бывшим сотрудникам «Беркута», в том числе их командиру, удалось бежать в Россию.
Многих возмутил не только сам факт выдачи этих людей, но и то, как проводилась операция. В пятницу генеральный прокурор ввел в их дело новую группу прокуроров, а суд, невзирая на протесты адвокатов семей погибших, изменил меру пресечения обвиняемым и освободил их из-под стражи. Фактически это произошло в результате давления со стороны генерального прокурора и администрации президента. Многие сделали вывод, что украинские суды находятся на ручном управлении, а, значит, их нельзя назвать независимыми.
В субботу после оглашения судом решения активисты и простые жители украинской столицы заблокировали выезд из СИЗО, в котором содержались «беркутовцы». Акция продолжалась до воскресенья, однако, экс-бойцов, по всей-видимости, перевезли в Донбасс непосредственно из суда.
Моральная и политическая ответственность
Зеленский, как полагает украинская журналистка Анастасия Станко, должен был взять на себя политическую ответственность и публично объяснить свое решение. То же самое касается генерального прокурора. Однако обмен пленными спровоцировал очередной политический конфликт.
Неоднозначную реакцию общественности вызвала также выдача других людей, в частности, обвиняемых в совершении теракта в 2015 году в Харькове, в результате которого погибли четыре человека. Также Украина освободила воевавшего на стороне боевиков бразильца Рафаэля Лусварги (Rafael Lusvarghi), которого в мае 2019 года украинский суд приговорил к 13 годам заключения.
По мнению освобожденного в сентябре режиссера Олега Сенцова, Киеву следует спасать своих граждан из российского плена, однако, делать это, поступаясь справедливостью, нельзя.
Ранее Киев рассчитывал, что до конца года ему удастся произвести обмен в формате «всех на всех», то есть в том числе добиться выдачи украинских граждан, удерживаемых в России и Крыму (в первую очередь крымских татар). На пресс-конференции после нормандского саммита в Париже Зеленский признал, что договоренностей по этому вопросу достичь не удалось, поэтому до конца года состоится только обмен пленными с непризнанными донбасскими республиками.
7 сентября Россия и Украина обменялись 35 пленными. На Украину вернулся, в частности, отбывавший 20-летнее наказание в российской колонии Олег Сенцов. Среди людей, переданных Киевом был, в свою очередь, один из ключевых свидетелей по делу о сбитом в июле 2014 года в Донбассе «Боинге» — Владимир Цемах.
В свою очередь, в предыдущий раз украинская сторона и непризнанные республики обменивались пленными в конце декабря 2017 года. Тогда на Украину вернулись 73 человека, а Киев передал боевикам 233.