«Не проходило и дня, чтобы я не ела мясо, ведь я продолжала регулярно заниматься спортом. Но каждый раз, когда я видела перед собой тарелку с красным стейком или жареную куриную грудку, внутри меня шла борьба. Меня одолевало множество навязчивых мыслей: неужели мы лишились человечности? Является ли преступлением, не моргнув глазом, наслаждаться мясом невинного животного? Знало ли это "бедное животное", что однажды окажется на блюде? Измученная этими вопросами, я пообещала себе больше не быть соучастником убийств и перестала есть мясо в любом виде», — поделилась своей историей ливанка Кармен Абдулла.
Немногие делают такой выбор при попытке решить дилемму, мешающую спокойно жить: с одной стороны, организму необходимы определенные питательные вещества, такие как белок, содержащийся в мясных блюдах, а с другой стороны, чувство вины за каждый съеденный кусочек и ощущение сопричастности к убийству животного для эгоистичного удовлетворения потребностей.
Между маскулинностью и сочувствием
Потребление мяса на душу населения в арабском мире составляет 25 килограммов в год, что вдвое больше чем в Африке, где этот показатель равен 12,4 килограмма. Согласно изданию Asharq Al Awsat, в этом регионе самый низкий уровень потребления мяса в мире. Это отражает существенные различия, связанные с уровнем национального дохода.
Так, страны Персидского залива, наряду с Ливаном и Иорданией, потребляют мясо больше, чем в среднем в мире. В некоторые годы его потребление в Кувейте и Саудовской Аравии превышало более 100 килограммов на человека в год. Что касается стран с более низким уровнем доходов населения, включая Ирак и Алжир, то ежегодная норма потребления мяса на душу населения здесь составляет от 20 до 30 килограммов.
Деньги, несомненно, влияют на наше отношение к этическим концепциям и образуют стену между нами и тем, что мы едим. Иногда это вынуждает нас делать то, что другие могут счесть аморальным.
Хотя мы осуждаем жестокие пытки и убийства животных, однако мы не стесняемся покупать мясо, лежащее на прилавках супермаркетов, словно потребление мяса, упакованного в элегантные коробочки с отметкой о цене, нивелирует нашу жестокость по отношению к животному. Так мы следуем принципу: «Глаз не видит, душа не болит».
Пока одних заботит лишь качество мяса, другие испытывают внутренний конфликт всякий раз, когда решают съесть кусочек мяса или курицы. Это так называемый «мясной парадокс» — феномен, который психологи Брук Бастиан и Стив Лугнан определяют как психологический конфликт между предпочтением мясной пищи и нравственным ответом на страдания животных. Потребление мяса оказывает негативное влияние на представление некоторых людей о самих себе. Каждый из них рассуждает в таком духе: как я могу быть хорошим человеком и поедать мясо одновременно?
«Этот моральный конфликт не только угрожает способности получать удовольствие от пищи, он угрожает личности, — так комментирует BBC этот вопрос Джулия Шоу.- Чтобы защитить себя, мы создаем социальные обычаи, которые помогают нам чувствовать себя лучше». Например, праздники становятся событием, когда ужин с мясными блюдами можно разделить с семьей и друзьями. По словам Шоу, дело доходит до того, что люди начинают связывать потребление мяса с мужественностью.
NBC news опубликовало статью, в которой приводится мнение, что внутренняя борьба между любовью к мясу и состраданием к животным может варьироваться в зависимости от сексуальной идентичности. К примеру, некоторые мужчины рассматривают употребление мяса как способ доказать свою мужественность, так как это входит в число особенностей «настоящего» мужчины.
В своем исследовании Хэнк Ротергер из Университета Беллармин обнаружил, что употребление мяса тесно связано с концепцией мужественности. В статье, опубликованной журналом «Психология мужчин и маскулинности», говорится, что употребление мяса в пищу является символом патриархата в результате длительных ассоциаций с мужественностью и силой.
Мужчины выражают более позитивное отношение к поеданию мяса, игнорируя страдания животных и полагая, что они находятся ниже людей в природной иерархии. Вдобавок ко всему, следует отметить оправдания религиозного и медицинского характера, включая утверждения, что судьба всего человечества зависит от потребления мяса в пищу.
Автор исследования пишет: «Это прямые стратегии, которые исключают сожаление, принимают идею потребления мяса и оправдывают эту практику». По его словам, женщины менее уверены в своей позиции по этому вопросу и склонны испытывать сожаление.
Отрицание
Помимо гендерной идентичности и различий между мужчинами и женщинами, есть ряд других вопросов, которые мы никогда не перестанем задавать себе. Допустим, почему мы испытываем тошноту при одной мысли о том, что можем съесть живущую в нашем доме собаку или птицу, которая каждое утро будит нас своим сладким голосом, но в то же время чувствуем голод, думая о тарелке с яичницей? Таем перед гамбургером или курицей? Неужели такое случается, когда речь идёт только об определенных животных? Что заставляет любителей животных употреблять мясо, не думая о его происхождении?
Фактически, сам способ потребления мяса стал проблемой, которая требует радикального решения, поскольку она негативно влияет на окружающую нас среду. По мере увеличения численности населения в мире резко возрастает объем употребления мяса в пищу. Это касается даже тех стран, где мясо очень дорогое, и его покупают лишь определённые слои общества.
Сегодня мясо — ключевой ингредиент большого числа популярных блюд. Интересно, что «современный» способ производства мяса абсолютно несовместим с принципами защиты животных. Практика разведения животных, убоя и использования их мяса далеки от концепции гуманности, хотя некоторые настаивают на «халяльности» мяса животного, убитого в соответствии с исламскими нормами.
Пока одни решают объявить «бойкот» всем видам мяса, другие не скрывают своей любви к нему, хотя подчеркивают, что любят животных и защищают их права. Как они могут быть защитниками животных и потреблять мясо одновременно?
Психолог Брук Бастиан в интервью сайту The Conversation высказал мысль, что единственный способ объединить любовь к животным и употребление мяса в пищу — это игнорировать связь между мясом и животными. Люди редко задумываются о том, откуда берется мясо, и о том, какой путь оно проходит, прежде чем оказаться на обеденном столе. Таким образом, забывание или игнорирование процесса производства мяса позволяет некоторым людям отделять мясо от животных в своем сознании. Например, они едят говядину, но не думают о самой корове.
Другими словами, когда мы едим говядину, куриные крылышки, хот-доги и другие блюда из мяса, мы находимся в процессе отрицания: говорим, что едим «говядину» вместо коровы и тем самым выстраиваем барьер между нашей едой и самим животным.
Лишение животного психических качеств
Философы и борцы за права животных постоянно повторяют, что люди, как правило, избегают думать о животных, которых едят, уменьшая чувство дискомфорта и вины.
По мнению Брука Бастиана, в нашем современном мире, говорящем в основном на языке «имиджа», не всегда есть возможность забыть о происхождении мяса. Во многих заведениях, где подают преимущественно блюда из говядины, используют изображения коров для продвижения своих продуктов. В результате люди становятся жертвами внутренней борьбы между непреодолимым желанием полакомиться блюдом и сочувствием к животным.
По словам психолога, решение, которое некоторые люди находят в случае с мясным парадоксом, заключается в лишении животных психических качеств. Они отрицают факт наличия у животных разума: «Когда мы думаем, что у кого-то есть разум, мы начинаем заботиться о его благополучии и испытываем к нему симпатию».
Как утверждают авторы ряда исследований, по этой причине любители мяса прибегают к практике отрицания психических способностей животного, чтобы преодолеть возможное чувство вины.
В одном исследовании участников попросили сделать выбор между кусочком говядины и кешью, а затем попросили назвать животных, которые, по их мнению, имеют психические функции. После этого им давали изображение коровы и просили оценить их психические возможности.
Оказалось, люди, съевшие говядину, думали, что меньшее количество животных заслуживают сострадания. Они реже говорили о психике коров, чем те, кто ел кешью. Это значит, что люди, выбравшие мясо, отрицают наличие у животных разума, чтобы преодолеть чувство вины.
Несомненно, стремление человека не испытывать голод является естественным его желанием, и большинство людей всегда готовы найти разные способы оправдать употребление мяса животных. Хотя мясо является важной частью гастрономической культуры, некоторые люди внимательны к тому, что кладут в рот. «Они любят есть мясо, но им не нравится есть мозги», — говорит Бастиан.