После смерти бывшего мэра Москвы Лужкова, в Киеве почти сразу анонсировали будущую «реновацию» — снос пятиэтажек и застройку образовавшейся территории высотными зданиями. Напомню, что это полностью московская идея, несколько лет назад вызвавшая волну протестов в столице «нашего любимого» государства-агрессора. Зловещее совпадение? Как знать. Ясно одно: Киев не просто идет вслед за Москвой, он от нее сильно отстает. Можно даже сказать точнее: Киев — это такая второсортная, меньшая по размеру Москва.
Но давайте по очереди. Что такое столица государства? Конечно, все зависит от государства. В Венгрии Будапешт-самый большой город, а остальная страна выглядит как его пригород. В Польше есть Варшава, а есть историческая столица-Краков (и даже еще более историческая — Гнезно), а крупные города наподобие Вроцлава или Познани вполне оттягивают на себя немалую часть культурной и деловой активности. Отдельная история-федеративные США или тоже федеративная, разобщенная когда-то Германия. Не ошибусь, если скажу: на Украине альтернативы Киеву, как столице государства, сейчас нет и давно не было. И с экономической, и с культурной, и с исторической, и даже с точки зрения транспортного сообщения Киев — самый главный город государства, что возлагает на него немалую дополнительную ответственность — если мы вообще можем говорить об ответственности населенного пункта как таковой. Аналогичная ситуация и у России с Москвой.
Сейчас в определенных кругах модно противопоставлять украинскую культуру и европейские взгляды российской дикости и азиатским ценностям. Но столица Украины, к сожалению, выглядит не просто копией Москвы, а худшей версией Москвы, где все московские гнойники доведены до абсурда. Москва, которую создал Лужков, — это город хаотичной «точечной» застройки, где каждый свободный клочок земли заполняется высотками. А если свободного участка не находилось- то под бульдозер шли зеленые зоны и историческая застройка. Это бессмысленная транспортная политика, деградация городского транспорта и транспортные пробки. Это тотальная безвкусица в архитектуре. Это ужасная коррупция на всех уровнях. То есть практически то же, что мы сейчас имеем в Киеве. И если в Москве после Лужкова сделали правильные выводы из некоторых (подчеркиваю: из некоторых) перечисленных проблем, то Киев продолжает развиваться в пагубном направлении.
На текущий момент столица Украины — это город, где строительная мафия контролировала и контролирует местные органы власти, чувствуя себя абсолютно безнаказанной в нарушениях любых норм и в уничтожении любых памятников. Где местных жителей, которым не нравится строительство у них под окнами, могут запросто запугать «титушками». Где в результате абсолютно контролируемой застройки центральной части и хаотично направленных транспортных потоков — постоянные пробки, поскольку коммунальный транспорт в принципе не способен организованно перевозить пассажиров (за исключением метро, которое с советских времен работает в ритме режимного объекта). Так называемые «спальные» районы Киева невозможно отличить от московских (разве что по качеству дорог: в Москве они лучше). Огромные уродливые «человейники», которые невозможно представить в Варшаве, Праге или Будапеште — это визитка и Москвы, и Киева.
«Ну хорошо, мы поняли. Но к чему ты клонишь?» — может спросить кто-то из читателей. Я клоню к тому, что Киев — это концентрат всех наших государственных болячек. И то, что он выглядит как худшая версия Москвы, свидетельствует о многом. Да, политические системы Украины и России очень разные: в России — авторитарный режим бывших кэгэбистов и их друзей, на Украине — коррумпированная олигархическая демократия. Но странным образом на выходе получаем то же самое: провинция обеих стран вымирает, граждане массово заселяют столицу, которая превращается в ужасного, неприспособленного для жизни урбанистического монстра.
Казалось бы, решение проблемы довольно простое. Ограничение высотности застройки, создание действенной системы защиты памятников и зеленых зон, организация вполне новой структуры общественного транспорта… Даже изобретать ничего не надо. Как и в случае с акцизами на подержанные автомобили из-за границы, можно просто воспользоваться опытом наших западных соседей, но нет: власть (как государственная, так и муниципальная) делает вид, что все очень-очень сложно, что простых решений нет, что «у нас так нельзя, народ не тот, земля не та, мы идем своим путем, не путайтесь под ногами». На самом деле за этими отговорками стоит лишь одно: непосредственный финансовый интерес.
К сожалению, в украинском патриотическом дискурсе очень слабо поставлен вопрос возврата Украине города Киева. Возвращение именно как города в европейском понимании, ибо сейчас это не связанная между собой совокупность домов с их коренными жителями. Киев — не дом, а неухоженное общежитие. И пока лицом нашего государства будет именно это административное образование, пока именно по его улицам будут ходить или ездить как обычные туристы, так и дипломаты или политические делегации, до тех пор трудно будет на самом деле кого-то убедить, что Украина — не Россия в цивилизованном понимании. Настоящие изменения в государстве будут видны прежде всего в Киеве. И сейчас их, к сожалению, нет.