Касем Сулеймани (Kasım Süleymani) с 1988 года был командиром элитного подразделения Корпуса стражей исламской революции «Аль-Кудс». Сулеймани получал приказы напрямую от иранского лидера Хаменеи. Сулеймани, важнейшего иранского командира на Ближнем Востоке, называли «мечом Ирана» в регионе.
Сулеймани сыграл важную роль в еще большем сближении Ирана с «Хезболлой» в Ливане, администрацией Баас в Сирии и шиитскими вооруженными группами в Ираке. Утверждается, что со стороны разведок Израиля и некоторых арабских стран на него неоднократно совершались попытки покушения, и каждый раз эти попытки предотвращались.
Силы «Аль-Кудс» входят в американский список «иностранных террористических организаций». Убийство одного из высокопоставленных командиров иранской армии Соединенными Штатами Америки показывает, что напряженность в отношениях между Ираном и США может достичь еще более серьезных масштабов.
Аль-Мухандис (El Mühendis), который, как сообщается, был убит вместе с Сулеймани, являлся вторым важнейшим командиром сил «Хашди Шаби» в Ираке после аль-Амири (Amiri). Аль-Мухандис, командовавший бригадами «Хезболлы», в интервью около года назад охарактеризовал свои отношения с Касемом Сулеймани как «преданность солдата своему командиру».
8 апреля 2019 года США объявили о признании «Хашди Шаби» «террористической организацией».
Что говорят эксперты?
Посол Турции в Багдаде Фатих Йылдыз (Fatih Yıldız): «Мы тоже следим за развитием событий. Подтверждение информации заняло немало времени. Пока рано делать какие-либо выводы, но на первой стадии могу сказать следующее. В определенной части города были массовые выступления, которые шли много месяцев. Некоторые группы появились на улицах с радостными возгласами. Но пока официального заявления, опубликованного официальными иракскими властями, нет».
Эксперт по Ближнему Востоку Али Семин (Ali Semin): «Это была очень серьезная, очень важная фигура для Ирана. В Ираке идет серьезная опосредованная война между Ираном и США. В результате этой войны Ирак ждет серьезный хаос. Если Иран после убийства Сулеймани не сможет управлять ситуацией в Ираке, он вступит в серьезный кризис. Иран уже столкнулся с серьезными экономическими санкциями».
Эксперт по безопасности Джошкун Башбуг (Coşkun Başbuğ): «Мало кто в мире может сказать, что ожидал этого. Такого возмездия не ожидал никто. Была структура, которая заставляла ощущать свое присутствие почти 20 лет и была вооруженной силой Ирана, действующей за его пределами и невероятно возвышающейся над другими подразделениями. Тот, кто стоял во главе ее, был самым влиятельным человеком. Этого человека время от времени сравнивали с Хаменеи. На недавних переговорах с Асадом в Сирии он был встречен по более высокому протоколу, чем Зариф (Zarif). Это тоже вызвало напряженность. Можно сказать, что Иран потерял своего ключевого человека во внешней политике, который знал и хранил много секретов».
Эксперты по Ближнему Востоку оценили в твиттере значение операции и ее возможные последствия.
Директор вашингтонского Института Ближнего Востока Чарльз Листер (Charles Lister) отметил: «Последствия убийства Сулеймани предсказать трудно, это самая большая новость на Ближнем Востоке за последние годы». Эксперт также написал, что США могут скоро полностью покинуть Сирию и Ирак.
Директор Программы негосударственных субъектов Центра глобальной политики Хасан Хасан (Hassan Hassan) подчеркнул, что «Иран действовал чересчур вольготно невзирая на возможный ответ со стороны США», и перечислил действия Ирана за последние недели:
— сбил американский беспилотник;
— атаковал нефтяные объекты Саудовской Аравии;
— нанес удар по американской базе и убил одного американского подрядчика;
— организовал штурм посольства США;
— после всего этого Сулеймани считал себя непобедимым и продолжал там свободно передвигаться.
Журналист и исследователь, работающий в Ираке, Патрик Осгуд (Patrick Osgood) прокомментировал: «Либо США готовы к войне с Ираном — что я считаю очень маловероятным, либо они, бросив сигарету в огромный бензовоз, уйдут и оставят иракцев жить с последствиями этого».