Во время Второй мировой войны СССР потерял как минимум 450 генералов. 235 из них погибли в бою с врагом, а кто-то погиб в плену (тоже вражеском). Хуже всего пришлось тем, кто стал жертвой репрессий со стороны советских органов (НКВД). К тому же время от времени происходили и разные случайности.
Судьба одного советского генерала очень отличается от всех выше перечисленных вариантов. Генерал-лейтенант Григорий Петрович Котов погиб, когда колонну, в которой ехал его автомобиль, по ошибке атаковали американские истребители Р-38 «Лайтнинг». Затем в воздухе завязался бой между американскими и советскими истребителями, и потери тогда понесли обе стороны. Вся эта история окружена вопросами (некоторые из них неприятны), поскольку на сегодня еще не все документы того времени были рассекречены.
Ситуация на Югославском фронте осенью 1944 года
Бои на завершающем этапе войны в Румынии, Болгарии и Югославии не были для Красной армии такими же тяжелыми, как бои в более северных районах, в том числе в Венгрии. После прихода красноармейцев румыны и болгары постепенно перешли на их сторону. В Югославии с немцами ожесточенно боролись партизаны маршала Тито. Правда, термин «партизаны» не должен смущать нас, ведь официально эти формирования назывались Народно-освободительной армией Югославии.
В означенных регионах Южной Европы воевали армии 2-го Украинского фронта и 3-го Украинского фронта. Не вполне привычное для нас слово фронт можно растолковать как группу армий, созданную в СССР (а ранее в России) во время войны. Фронты появлялись и упразднялись, делились и объединялись. Если говорить упрощенно, называли их по месту, где они создавались или где пролегал их военный путь.
Во время войны Югославия была раздроблена оккупантами (Германией, Италией, Венгрией и Болгарией). В одной ее части появился немецкий вассал — Хорватия усташей, а в другой части — марионеточное Королевство Черногория во главе с Муссолини. Первые части Красной армии вступили на территорию оккупированной Югославии седьмого сентября 1944 года.
С 28 сентября по 20 октября проводилась Белградская операция, то есть главная операция Красной армии во время боев за освобождение Югославии. Участие в этой операции, разумеется, принимала Народно-освободительная армия Югославии, а также болгарская армия. Операция в основном разворачивалась на сербской территории, и Белград, столица государства, освободили 20 октября. Потом, по предварительной договоренности между Тито и Сталиным, Красная армия должна была как можно быстрее покинуть Югославию, и оставшуюся югославскую территорию силы Тито уже освобождали самостоятельно.
Ситуация под Нишем седьмого ноября 1944 года
Сербский город Ниш находится в двухстах километрах к юго-востоку от Белграда. Это третий по величине сербский город. В 1944 году там проживало около 45 тысяч жителей, а сегодня вместе с агломерациями его население насчитывает около 300 тысяч человек.
Седьмого ноября 1944 года, через две с половиной недели после завершения Белградской операции, город Ниш находился на освобожденной территории примерно в 80 километрах от линии фронта. В регионе оставались части 6-го гвардейского стрелкового корпуса генерал-лейтенанта Котова, которые двигались с юга на север.
В тот момент корпус Котова относился к 57-й армии 3-го Украинского фронта, и основными силами корпуса были 10-я гвардейская воздушно-десантная дивизия, 20-я гвардейская стрелковая дивизия и 61-я гвардейская стрелковая дивизия. После того как Болгария встала на правильную сторону корпус на протяжении некоторого времени обеспечивал там порядок. Иными словами, в каком-то смысле ненадолго оккупировал болгарскую территорию.
Но уже второго ноября основные силы корпуса по железной дороге добрались до Пирота на юге Сербии и, поскольку далее пути были разрушены, продолжили путь через Ниш, Парацин и далее на северо-запад. Корпус планировал присоединиться к своей 57-й армии и потом вместе с ней принять участие в операциях в Венгрии.
Под Нишем у советских сил был аэродром, где дислоцировались 866-й и 897-й истребительный авиационный полк в составе 288-й истребительной авиационной дивизии и 707-й штурмовой авиационный полк в составе 189-й штурмовой авиационной дивизии. На вооружении 866-го полка стояли истребители Як-9 и Як-3, которых было меньше (летные характеристики улучшались за счет облегчения конструкции и усовершенствования аэродинамики). На вооружении 897-го полка тоже были Як-9.
В бой идет 82-я истребительная авиагруппа
В девять часов седьмого ноября 1944 года с аэродрома Винценцо под городом Барлетта в Южной Италии (там американцы устроили временный аэродром, который после войны закрыли) в небо начали подниматься самолеты 82-й истребительной авиагруппы 15-й воздушной армии США. Командовал 82-й истребительной авиагруппой полковник Кларенс Теодор Эдвинсон. В тот день перед ней поставили задачу — разыскивать и уничтожать немецкие колонны, а также железнодорожные составы близ Сеницы, Рашки, Нови-Пазар и Митровицы (то есть Косовской-Митровицы). Так было написано в сообщении, которое американская сторона направила СССР через 13 дней после инцидента.
В небо поднялись все три эскадрильи 82-й истребительной авиагруппы, то есть 95-я, 96-я и 97-я истребительная эскадрилья. Из вооружения — тяжелые двухмоторные дальние истребители (с дополнительными топливными баками) и достаточно мощно вооруженные Р-38 «Лайтнинг». В общей сложности с аэродрома вылетели 60 Р-38, и как минимум двум из них вскоре после взлета пришлось вернуться из-за поломок.
Близ Сенице 97-я эскадрилья с 17 Р-38 по приказу Эдвинсона отклонилась и «занялась» своим участком, а оставшиеся две эскадрильи по ошибке долетели до Ниша. Однако американцы считали, что город под ними — это Нови-Пазар.
Задачи были распределены следующим образом: 95-я эскадрилья, которой командовал непосредственно Эдвинсон, должна была атаковать наземные цели, а 96-я эскадрилья прикрывала ее с воздуха. Пилоты 95-й эскадрильи сначала разбомбили два локомотива и несколько вагонов, стоявших на путях, а затем их внимание привлекли клубы пыли на дороге из Ниша в сторону Алексинаца. В тот момент по дороге следовала колонна с командованием 6-го гвардейского стрелкового корпуса.
Жребий был брошен, и оставался только вопрос, кто станет жертвой. «Лайтнинги» 95-й эскадрильи ударили по советской колонне всей своей мощью. Пострадал и штабной автомобиль с командующим корпусом лейтенант-поручиком Котовым, для которого этот случай стал роковым. Впоследствии в журнале боевых действий корпуса зафиксировали потери: 30 человек убитыми и 38 раненых.
Рев авиационных двигателей, грохот оружия и дым, поднимающийся от уничтоженных автомобилей, — все это услышали советские летчики на близлежащем аэродроме. В небо поднялись девять истребителей 866-го полка, и так завязался бой с «Лайтнингами».
Первыми поняли, что что-то не так, советские пилоты. Скорее всего, они осознали это даже быстрее, чем сообщают некоторые источники, согласно которым, советские летчики сначала приняли двухбалочные Р-38 за немецкие Focke-Wulfy Fw.189. Если не учитывать, что они различаются по мощности и предназначению, то остается еще тот факт, что самолеты Fw.189 из-за своего предназначения (это преимущественно разведывательный самолет, а значит, не очень мощный) не летали такими многочисленными группами.
Когда советские пилоты поняли, что перед ними американцы, они принялись маневрировать таким образом, чтобы противник заметил красные звезды на их фюзеляже. Наконец это удалось командиру и главному асу 866-го полка капитану Колдуну. Впоследствии, когда в дело вступили дипломаты, американцы высоко оценили его смелые действия.
Советские силы также понесли немалые материальные потери. «Лайтнинги» уничтожили 28 грузовых и четыре легковых автомобиля, три цистерны с топливом, два локомотива, а также повредили 22 грузовика и 25 железнодорожных вагонов.
Конец истории и извинения
Через два дня после инцидента, девятого ноября, генерал-майор Дж. Р. Дин, американский военный атташе в Москве, получил сообщение от советского генерала армии А. И. Антонова, который занимал должность заместителя начальника генерального штаба Красной армии. В сообщении Антонов, разумеется, требовал от союзников расследовать происшествие и выражал удивление в связи с тем, что американские самолеты нанесли удар по освобожденной территории, в 50 километрах от линии фронта, хотя о том, что Ниш взяла Красная армия, Советское информбюро сообщило еще в середине октября.
Интересно, что Антонов, описывая те события с русской точки зрения, преуменьшил потери погибшими. По его словам, в результате удара американских истребителей по колонне погибли, помимо Котова, еще два офицера и три военнослужащих младших званий (сравните это с потерями, описанными в журнале боевых действий, см. выше).
Еще за час до полуночи, с девятого на десятое ноября, Дин встретился с Антоновым (они оба работали в Москве) и проговорили до десяти утра. От генерального штаба Красной армии участие во встрече принимал также генерал-майор Славин, а также необходимые сторонам переводчики.
Дин извинился за трагический удар от имени правительства Соединенных Штатов. Потом во время переговоров Дин обмолвился, что пилот (вероятно, имелся в виду командир всей группы) утратил ориентацию или просто был глуп. Долго обсуждали недостаточную координацию двух сторон при ведении боев, что увеличивало риск случайных столкновений. Однако участники переговоров так и не нашли решения этой проблемы. Американцы предлагали обменяться достаточным количеством офицеров для обмена информацией на уровне командований, а советские руководители предпочитали сохранить прежний порядок информирования через генеральный штаб в Москве, хотя это была слишком длительная процедура.
К произошедшему седьмого ноября Дин еще раз вернулся в письме к Антонову от 20 ноября. В нем он, в частности, рассказал об итогах расследования. Было установлено, что виной всему оказалась ошибка в навигации, совершенная командиром группы, который еще и перепутал Ниш с Нови-Пазар. Все американские пилоты, участвовавшие в операции, думали, что наносят удар по немцам. Также Дин написал, что советские истребители вмешались в происходящее по праву. В конце он снова выразил сожаление в связи с произошедшим.
Свои извинения советской стороне 14 ноября принес и американский посол в Москве Гарриман. Он извинился от имени президента Рузвельта и начальника генерального штаба американской армии генерала Маршалла.
Чтобы успокоить СССР, командующего 82-й истребительной авиагруппой Эдвинсона отослали в Соединенные Штаты. Однако его карьере в авиации это не повредило, и впоследствии он многого добился. Через два года все равно началась холодная война, так что этот инцидент роли не сыграл.
Ради собственных интересов стороны с самого начала пытались скрыть этот инцидент или хотя бы не создавать вокруг него шумиху, потому что не хотели подыгрывать нацистской пропаганде, которая обязательно воспользовалась бы случившимся по максимуму.
Упомянуть стоит и тот факт, что через несколько дней после этого трагичного инцидента советская сторона сама предложила американцам продолжать наносить авиаудары по отступающим немецким подразделениям в Югославии (Белградская операция освободила восточную часть Югославии, но в западных областях немецкие силы еще оставались, и после их отхода на север они также могли участвовать в обороне Венгрии и Австрии).
Несколько вопросов в заключение
Как уже говорилось в начале статьи, случай под Нишем окружен вопросами и связан с некоторыми непонятными фактами. Для кого-то подозрительно уже то, что американцы перепутали два города разные по размеру. Кроме того, в неправильном меcте они нанесли удар еще и по железной дороге, хотя в Нови-Пазар нет железнодорожного сообщения. Правда, расследование показало, что карты города Нови-Пазар и Ниш очень похожи.
Трудно объяснить и то, что после возвращения с задания Эдвинсон не сообщил об ошибочном ударе в командование Средиземноморскими союзными ВВС, а уехал отдыхать в Рим.
Однако в случае Эдвинсона вопросы вызывают не только его молчание и решение отправиться на отдых. Хуже то, чем бывший сослуживец Эдвинсона офицер Джером Ловенберг похвалился перед историком авиации Гарольдом Майерсом. По его словам, когда Эдвинсон первым нанес удар по советской автоколонне, несколько американских пилотов закричали по радиоканалу, что это русские, но командующего авиагруппой их слова не остановили. Теперь остается только ждать, когда будут рассекречены все документы следствия, которые, возможно, подтвердят нечто подобное.