Редакционная статья.
Американо-иранское противостояние приближается к кризисной черте. Возникает опасность возникновения между этими странами войны, которая может принять самые разные формы. Сейчас от обеих сторон требуется максимальная сдержанность.
Непосредственной причиной кризиса стали очередные необдуманные действия Америки. В результате американской воздушной атаки был убит очень популярный в Иране командующий специальными силами «Аль-Кудс» Корпуса стражей революции (КСИР) генерал Сулеймани. Верховный правитель страны атолла Хаменеи пообещал США «беспощадную месть».
Генеральный секретарь ООН предупреждает, что мир «не переживет еще одну войну в Персидском заливе». Совет безопасности ООН должен немедленно обсудить сложившееся положение и выработать меры по разрешению кризиса.
Полтора года назад президент Трамп в одностороннем порядке вышел из ядерной сделки с Ираном и возобновил экономические санкции против этой страны. С этого и началось обострение и без того напряженных отношений между Вашингтоном и Тегераном. Последние действия США еще больше осложнили их, и в одночасье довели ситуацию на всем Ближнем Востоке до глубокого кризиса.
Американская администрация объясняет свои действия необходимостью «остановить войну», обвиняя убитого генерала в планировании нападений на американских военных и дипломатов. Однако именно американскую атаку, одностороннюю и не подкрепленную никакими доказательствами, как раз и следует рассматривать как военные действия.
Иракский премьер назвал действия американцев «нарушением суверенитета Ирака», соседствующего с Ираном. Своим решением послать на Ближний Восток дополнительный военный контингент в 3500 солдат, США сами разжигают антиамериканские страсти, бушующие в регионе.
Многие наблюдатели считают, что действия Трампа — это попытка отвлечь внимание избирателей на предстоящих осенью в США президентских выборах от проблемы собственного импичмента. Как бы ни обстояло дело в реальности, нельзя еще раз не испытать тягостного чувства от того, что такая личность, как Трамп является не только президентом, но и верховным главнокомандующим американскими вооруженными силами.
Сейчас также нельзя не испытывать беспокойства за развитие ситуации в Иране и его ближайшие действия. Если иранские «ястребы» возьмут верх над «умеренными», то может разрушиться всякая основа для диалога Ирана с Западной Европой и другими заинтересованными сторонами. Не поддаваясь на провокации США, Тегеран не должен утратить чувство реальности и понимания того, что сохранение страны в рамках атомного соглашения означает выгоду для нее.
География и формы американо-иранских военных столкновений могут быть очень широкими. Можно предположить, что Иран использует поддерживаемые им вооруженные группировки в Ираке, Ливане, Йемене и других странах для нападения на американские военные объекты в регионе. Особое беспокойство вызывает Ормузский пролив.
И в таких условиях действует принятое кабинетом Абэ в декабре 2019 года без утверждения парламентом решение о направлении японских сил самообороны в этот район мира (речь идет о двух береговых патрульных самолетах Lockheed Р-3С, которые должны отправиться 11 января с авиабазы на Окинаве, и отряде военных кораблей во главе с эскадренным миноносцем «Таканами», отправляющемся в регион в первой декаде февраля с.г. – прим ред). Официально Япония действует вне военной коалиции, возглавляемой США. Но не вызовет никакого удивления, если антиамериканские силы в регионе отождествят японский воинский контингент с американскими вооруженными силами.
В настоящее время все больше становится ясен риск слепого следования в фарватере политики совершенно непредсказуемого президента Трампа, который не утруждает себя задействованием во внешней политике элементарного здравого смысла. На премьере Японии Синдзо Абэ сейчас лежит долг разъяснить японской общественности свое понимание остроты ближневосточного кризиса, а также целей направления туда японских сил самообороны и рисков, которыми эта акция может сопровождаться.