— Когда вы были школьницей, вы учились в России, Японии, Великобритании, Франции, США и Канаде. Какое самое большое открытие, сделанное после обучения в различных странах?
— Когда я училась в младшей школе во Франции, я плохо говорила по-французски, поэтому я была в классе для иностранцев. Целыми днями мы обсуждали с одноклассниками различные темы, и я впервые стала осознавать, что я за человек. Мы говорили на ломаном французском «Я думаю так», «У нас такая религия, и есть такие обычаи», пытались объяснить это на пальцах. И я обратила внимание на то, что у меня нет мнения или каких-то мыслей, и это никак не связано со знанием французского языка. Я вернулась домой и начала расспрашивать родителей: «Что я за ребенок?», «Какие у нас обычаи?». Будучи ребенком, я впервые начала осознавать свои особенности, характер и другие отличительные черты. Когда я начала понимать, что я за человек, мне было проще найти ответы на вопросы о том, как мне жить и как интереснее проводить время.
— После этого ваши поступки и высказывания изменились?
— Это произошло не сразу. Я осознала, что серьезно изменилась во время конкурса сочинений в Канаде, который проходил, когда я была во втором классе средней школы. Тогда я еще плохо говорила на английском языке, поэтому подумала, что мне будет сложно написать сочинение, так как у меня был маленький словарный запас и я плохо разбиралась в грамматике. Я решила попробовать написать поэму. Неожиданно я победила в Монреале. Так во мне зародилась серьезная уверенность, поскольку я победила носителей языка в конкурсе на английском. Тем не менее год спустя во время аналогичного конкурса в Японии мне вернули поэму с нулем баллов. Я спросила у преподавателя: «Почему?», и он ответил, что нужно было написать именно сочинение. Тем не менее я вдохновилась словами учителя о том, что я могу выражать свои мысли, несмотря на слабое знание грамматики. Тогда я поняла, что если учитель может найти в ученике что-то позитивное и похвалить, это может подтолкнуть ребенка на различные начинания.
— Что необходимо для того, чтобы не загонять себя в рамки и получать удовольствие от новых вызовов?
— Во-первых, крайне важно понять свои особенности. Я думаю, надо пробовать и размышлять о своих интересах, а также о том, как сделать так, чтобы все получилось. Каждый раз, когда я переезжала в страну, на языке которой я не говорю, я думала о том, как выжить в этой стране, чтобы воспринимать трудности позитивно. Это превратилось для меня в интересную игру. В любом случае я думаю, что каждый может придумать, как сделать жизнь веселее. У всех есть креативные черты характера. Если сказать, что можешь делать все что угодно вне зависимости от результатов, скорее всего люди будут предпринимать какие-то попытки.
— Что вы думаете о японском образовании?
— Примерно 80% японцев ответит, что они считают японское образование отсталым, однако если аналогичный вопрос задать иностранцам, подавляющее большинство скажет, что в Японии прекрасное образование. Например, в начальной школе в Японии есть такие предметы, как домашнее хозяйство, искусство, каллиграфия и многое другое, однако за границей, как правило, такие вещи приходится изучать самостоятельно. В других странах, где я училась в начальной школе, таких предметов не было. Не говоря уже о том, чтобы их преподавали так обстоятельно и бесплатно. Даже на физкультуре есть все: от турника до игр с мячом. Все могут плавать и петь. Это шикарно. Между тем в японском образовании мне хотелось бы изменить следующее: в последнее время этого стало меньше, но мне не нравится, когда школьники молча слушают учителя. Необходимо внедрять другие стили обучения. Кроме того, большинство соглашается с чьим-то мнением, когда учитель задает вопрос кому-то из школьников. Когда ты узнаешь об иных мнениях, ты начинаешь осознавать свою индивидуальность, поэтому важно, чтобы ученики обменивались мнениями чаще.
— Что взрослые могут сделать для детей?
— Например, если учитель играет роль строгого наставника, он может узнать о существовании в других регионах уникальных людей, если у него будет возможность пообщаться с ними. Эти встречи приведут к новым открытиям. Когда я училась в начальной школе, я пообщалась с математиком. Я почувствовала, что математика ему по-настоящему интересна и что она вдохновляет его. Мне этот предмет был неинтересен, и это породило во мне сомнение: «Может быть, со мной что-то не так?». После этого я начала больше интересоваться математикой.
— В конце хочу спросить об образовании взрослых. Как вы думаете, может ли измениться жизнь человека, если он переучится в зрелом возрасте?
— Конечно. Многие забывают о том, что даже в зрелом возрасте все креативны и уникальны. Ежедневная работа повышает эффективность, однако люди перестают думать о других вещах. Им становится сложно заметить что-то новое, поэтому важно уделять время своим интересам. Можно даже открыть что-то новое, если на выходных попробовать все виды пудингов, продающихся в супермаркете. Если хочется что-то попробовать, нужно без колебаний бросать вызов.