Согласно информации четырех американских официальных лиц, знакомых с ситуацией, удар по Абдуле Резе Шахлаи (Abdul Reza Shahlai) — специалисту по финансовым вопросам и ключевому командиру элитных сил «Кудс», который вел активную деятельность в Йемене — не привел к его смерти.
Эта неудачная операция может свидетельствовать о том, что убийство генерала Сулеймани, совершенное на прошлой неделе по распоряжению администрации Трампа, было частью более масштабной операции, чем сообщалось ранее. В связи с этим возникли вопросы касательно целей той миссии — была ли она призвана парализовать руководство Корпуса стражей Исламской революции, или же она была призвана предотвратить неминуемую атаку против американцев, как изначально сообщалось.
Операции вооруженных сил США в Йемене, где в результате гражданской войны возник худший в мире гуманитарный кризис, окутаны завесой секретности. По словам американских чиновников, операция против Шахлаи остается засекреченной, и многие источники отказались сообщить ее подробности, сказав только, что она завершилась неудачей.
Чиновники в Пентагоне и военном командовании во Флориде следили за ходом обоих ударов. Они намеревались объявить об обоих ударах в том случае, если бы они оказались успешными.
«Если бы мы его убили, мы сообщили бы об этом в тот же вечер», — сказал один высокопоставленный американский чиновник, который согласился дать интервью на условиях анонимности.
По словам другого высокопоставленного чиновника, разрешения на проведение обеих операций были получены примерно в одно время, и Соединенные Штаты не сообщили об ударе против Шахлаи, потому что операция пошла не по плану. Этот чиновник добавил, что удар против Шахлаи может быть нанесен позже, хотя обе страны уже продемонстрировали заинтересованность в деэскалации кризиса, который возник в результате убийства Сулеймани.
Аргументы в поддержку решения администрации Трампа убить Сулеймани привлекли пристальное внимание конгресса США. В четверг, 9 января, члены Палаты представителей одобрили резолюцию, которая ограничивает полномочия Трампа, лишая его возможности наносить удары по Ирану без согласия конгресса.
По словам чиновников Министерства обороны и Госдепартамента, удар против Сулеймани позволил спасти «десятки» или даже «сотни» американских жизней, оказавшихся под неминуемой угрозой. Но удар против Шахлаи может поставить под сомнение этот аргумент.
«Этот удар свидетельствует о миссии с более длительным горизонтом планирования и более масштабными задачами, и он действительно ставит под сомнение то, почему американское руководство попыталось объяснить это наличием какой-то неминуемой угрозы», — сказала Сюзанна Малоуни (Suzanne Maloney), эксперт по Ирану в Брукингском институте.
Администрация Трампа видит в Шахлаи особенно сильного противника.
Представительница Пентагона Ребекка Ребарич (Rebecca Rebarich) сообщила, что Министерство обороны не обсуждает «предполагаемые операции» на Ближнем Востоке. «Мы видели сообщение о воздушном ударе 2 января в Йемене, который давно стал убежищем для террористов и других противников Соединенных Штатов», — отметила она в своем заявлении.
В декабре Госдепартамент предложил вознаграждение в 15 миллионов долларов за информацию, которая могла бы помочь определить местонахождение Шахлаи и разрушить финансовые механизмы Корпуса стражей Исламской революции. В объявлении было сказано, что Шахлаи находится в Йемене и что он «долгое время участвовал в организации нападений на американцев и наших союзников, в том числе нападения на посла Саудовской Аравии, совершенного в 2011 году» в итальянском ресторане в Вашингтоне.
Американские чиновники говорили, что Шахлаи, родившийся примерно в 1957 году, связан с атаками против американских сил в Ираке, в том числе с нападением, которое произошло в 2007 году в городе Кербела и в ходе которого поддерживаемые Ираном боевики похитили и убили пятерых американских военнослужащих.
Во время прошлогодней пресс-конференции специальный представитель США по Ирану Брайан Хук (Brian Hook) заявил, что Соединенные Штаты все еще «всерьез обеспокоены его присутствием в Йемене и той ролью, которую он мог сыграть в поставках новейшего оружия хуситам», которые продолжают бороться с коалицией во главе с Саудовской Аравией за контроль над Йеменом.
Иран предоставлял поддержку и проводил военную подготовку повстанцев-хуситов, которые продолжают бороться с Саудовской Аравией — региональным противником Ирана.
Остается неясным, почему операция американцев против Шахлаи не увенчалась успехом. Госдепартамент и Белый дом отказались прокомментировать ситуацию.
Гибель Сулеймани в результате осуществленного Соединенными Штатами первого целенаправленного убийства высокопоставленного представителя вооруженных сил иностранного государства со времен Второй мировой войны, заставила Иран нанести ответный удар. В среду, 8 января, Иран выпустил баллистические ракеты по американским базам в Ираке, однако никаких сообщений о жертвах не поступало.
После этого удара президент Трамп заявил, что Америка введет новые экономические санкции против Ирана, но добавил, что «Соединенные Штаты готовы установить мир со всеми, кто этого хочет».
Трамп и его высокопоставленные советники продолжают говорить о «неминуемой» угрозе, исходившей от Сулеймани. Однако их заявления касательно времени и места потенциальных атак остаются противоречивыми.
В пятницу, 10 января, Трамп заявил, что Иран намеревался нанести удары по «четырем посольствам», в том числе по посольству США в Багдаде, однако члены кабинета сообщили, что они ничего об этом не слышали.
«Мы точно не знаем когда, и мы точно не знаем где, но угроза была реальной», — сказал госсекретарь Майк Помпео (Mike Pompeo) в интервью Fox News в пятницу, 10 января.
Генерал Марк Милли (Mark A. Milley), председатель Комитета начальников штабов, и министр обороны Марк Эспер (Mark T. Esper) подтвердили наличие неизбежной угрозы.
«Сообщалось ли что-то о том, кто, что, когда и где? Нет, — сказал Милли репортерам на этой неделе. — Но он планировал, координировал и синхронизировал масштабные боевые операции против вооруженных сил США в регионе. Это было неизбежно». Как сообщил один источник, знакомый с ситуацией, Милли продолжил энергично отстаивать достоверность данных разведки во время секретного брифинга с членами конгресса, который прошел в среду.
Некоторые конгрессмены покинули это совещание, пожаловавшись на отсутствие конкретных деталей.
«Я считаю, что администрация пытается постфактум найти рациональное объяснение своим действиям, которые были импульсивными, безответственными и которые поставили под угрозу безопасность нашей страны», — сказал член Палаты представителей Джеральд Коннолли (Gerald E. Connolly).
Сенатор Майк Ли (Mike Lee) назвал это, «вероятно, худшим брифингом, по крайней мере в военном вопросе, из тех, на которых я присутствовал за последние девять лет».
Лидеры республиканцев в конгрессе поддержали решение президента убить иранского командующего, предположительно связанного с гибелью более 500 американских солдат после вторжения США в Ирак в 2003 году.
Операция против Шахлаи была проведена в тот момент, пока ООН продолжала настаивать на политическом урегулировании конфликта в Йемене, который разгорелся в 2015 году, когда коалиция под руководством Саудовской Аравии начала военную кампанию против повстанцев-хуситов. Поддерживаемое Саудовской Аравией правительство Йемена пыталось одержать верх над хуситами, в результате чего возник серьезный гуманитарный кризис. В ходе этого конфликта десятки тысяч жителей Йемена погибли от голода и болезней.
Американские чиновники считают, что Иран постоянно увеличивал масштабы поддержки, оказываемой хуситам, и отправлял в Йемен своих агентов, которые помогали хуситам в их повстанческой кампании. По словам экспертов, повстанцам также помогал довольно многочисленный контингент ливанской Хезболла, которая непосредственным образом связана с Ираном.
Администрация продемонстрировала очевидно принадлежащее Ирану оружие, которое было перехвачено в Йемене и вокруг него, назвав его доказательством того, что Иран вооружает повстанцев-хуситов, предоставляя им в том числе современные ракеты, которые те используют против Саудовской Аравии.
По словам экспертов, за последние несколько месяцев коалиция во главе с Саудовской Аравией существенно снизила интенсивность своих авиаударов против объектов хуситов, поскольку йеменские повстанцы приостановили свои ракетные удары по Саудовской Аравии.
Лидеры хуситов разделились на тех, кто хочет продемонстрировать верность Ирану, и тех, кто готов заключить соглашение в Саудовской Аравией.
По данным сайта Long War Journal, который отслеживает американские антитеррористические операции за границей, в 2019 году Соединенные Штаты провели всего восемь ударов против боевиков в Йемене, а в 2017 году они нанесли 125 таких ударов. Целями тех ударов были «Аль-Каида на Аравийском полуострове»* и местное ответвление «Исламского государства»* (террористические организации, запрещенные на территории РФ — прим. ред.).
Неудачная операция против Шахлаи также ознаменовала собой отступление от миссии Пентагона в Йемене, которая исключала непосредственное вмешательство в борьбу между силами хуситов и силами, пользующимися поддержкой коалиции. В 2018 году вооруженные силы США приостановили реализацию программы, в рамках которой американские авиатанкеры заправляли боевые самолеты арабских стран, на фоне сообщений о множестве жертв среди мирного населения.
Прежде Соединенные Штаты не совершали нападений — о которых сообщалось бы публично — на хуситских или иранских лидеров в Йемене, хотя силы специального назначения предпринимали попытки отслеживать передвижения иранцев и препятствовать незаконному ввозу иранского оружия в эту страну.