Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Белорусские новости (Белоруссия): Белоруссия ввела налог на транзит нефти. Касается ли он России?

Плательщиками налога называются белорусские компании. Но российские также понесут дополнительные расходы.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Белоруссия ввела экологический налог на транспортировку и транзит нефти и нефтепродуктов по своей территории. Новый налог введен на фоне разногласий Москвы и Минска относительно условий поставок нефти в 2020 году на НПЗ Белоруссии, однако этот спор до сих пор не касался транзитных объемов.

Экологический налог не направлен на повышение тарифа на транзит нефти через Белоруссию и не касается России. Об этом Naviny.by заявил министр финансов Беларуси Максим Ермолович. «Нет. Это решение, которое мы инициировали в июле прошлого года, для доходов бюджета», — сказал глава Минфина.

Налог на транзит

Экологический налог на транзит нефти и нефтепродуктов введен указом президента с 1 января 2020 года «в целях формирования источника денежных средств для ликвидации возможных экологических последствий в случае аварии на магистральном нефтепроводе либо иных непредвиденных ситуаций, связанных с перемещением нефти и нефтепродуктов по территории Белоруссии».

По данным «Интерфакс-Запад», ставка налога составит 35 копеек за перемещение одной тонны нефти и/или нефтепродуктов на 100 километров. Плательщиками налога являются ОАО «Гомельтранснефть Дружба» и УП «Запад Транснефтепродукт».

ОАО Гомельтранснефть «Дружба» является государственным предприятием и в основном осуществляет прокачку нефти из России в Белоруссию и Европу. УП Запад Транснефтепродукт является дочкой российской компании Транснефтепродукт, входящей в структуру Транснефти. Предприятие осуществляет прокачку нефтепродуктов по территории Белоруссии в направлении Украины и Латвии.

Нефтяной спор

Белоруссия может использовать экологический налог для повышения тарифа на транзит российской нефти, отметил в комментарии для Naviny.by директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам агентства Fitch Ratings Дмитрий Маринченко.

По его словам, белорусские компании, которые являются плательщиками налога, скорее всего, учтут его при формировании стоимости услуг на прокачку российской нефти через Белоруссию, что приведет к росту транзитного тарифа.

В связи с этим, по оценкам аналитика, расходы российских компаний на транспортировку нефти могут вырасти на несколько миллионов долларов в год. Белоруссия и Россия сейчас ведут спор о цене транзита российской нефти.

После инцидента с попаданием «грязной нефти» в нефтепровод «Дружба» Белоруссия предлагала повысить тарифы на 21,7%, чтобы компенсировать потери в 23 миллиона долларов. В 2018 году оператором прокачано около 60 миллионов тонн нефти. В 2019 году из-за инцидента на «Дружбе» ожидается снижение объемов до 54 миллионов тонн нефти.

После обсуждений с российской стороной тарифы были повышены на 3,7% с сентября прошлого года. Стороны договорились вернуться к вопросу по итогам работы за год.

В декабре Белоруссия предложила повысить тарифы на прокачку нефти еще на 16,6%. Это предложение не поддержали в Транснефти. Вопрос был вынесен на обсуждение антимонопольных органов двух стран, но они пока не смогли договориться. Решение планируется принять до 1 февраля.

В России — дешевле

Введение экологического налога Дмитрий Маринченко связал с нынешними разногласиями между Белоруссией и Россией по цене на нефть. В этом споре Белоруссия пригрозила начать поставки альтернативной нефти, даже если они будут дороже.

Аналитик назвал маловероятным сценарий, когда Белоруссия откажется от российской нефти и начнет поставлять альтернативное сырье реверсом по нефтепроводу «Дружба» через Польшу. По его словам, несмотря на подорожание российской нефти из-за налогового маневра она все равно обходится для Белоруссии дешевле — разница по сравнению с мировой ценой составляет порядка 80 долларов за тонну.

«Белоруссия могла бы начать частично удовлетворять свои потребности в нефти за счет реверсных поставок, чтобы продемонстрировать техническую возможность и политическую волю для улучшения своей переговорной позиции. Но я думаю, что все-таки удастся договориться, будут сделаны небольшие уступки по цене. В итоге в основном поставки будут вестись из России. Я не думаю, что ситуация дойдет до топливного кризиса. Это никому не нужно», — подчеркнул Дмитрий Маринченко.

За десять месяцев прошлого года Белоруссия импортировала из России 14,7 миллиона тонн нефти на 5,4 миллиарда долларов. Средняя цена составила 364 доллара за тонну.

В конце прошлого года Минск и Москва подписали индикативный баланс, согласно которому в этом году Россия поставит в Беларусь 24 миллиона тонн нефти. Минск добивается отмены премии к цене поставок, которая составляет порядка 10 долларов за тонну.

Таким образом белорусские власти хотят получить компенсацию за налоговый маневр в России, который приводит к удорожанию сырья. По данным концерна Белнефтехим, в этом году из-за налогового маневра цена российского сырья для Белоруссии подорожает на 20 долларов за тонну. Сейчас она составляет 83% от мировой.

Традиционные поставщики из России отказались работать с белорусскими НПЗ без премии. С 1 по 3 января прокачка нефти в Белоруссию была прекращена. С 4 января поставки возобновились. Они осуществляются нефтяными компаниями российского бизнесмена Михаила Гуцериева, близкого к окружению Александра Лукашенко. Контракты заключены по цене без премии.

В январе планируется поставить 750 тысяч тонн нефти, но это только около половины от необходимых объемов. Белорусские НПЗ работают на минимальной загрузке.