Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Business Insider (США): это суперприложение – не только крупнейшая угроза Apple в Китае, но и возможное будущее Facebook. Мы расскажем, как пользоваться WeChat, через который целый миллиард пользователей заказывает еду и такси

© AFP 2020 / Martin BUREAUПриложение WeChat на экране смартфона
Приложение WeChat на экране смартфона
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Приложение WeChat уже давно стало неотъемлемой частью китайских будней. С его помощью можно не только общаться с друзьями и близкими, но и заказывать еду, такси и даже записаться на прием к врачу. Такая невероятная популярность насторожила американских технических гигантов.

—  Приложение WeChat прочно вошло в китайские будни: через него можно отправлять сообщения друзьям, покупать продукты, заказывать такси и даже записываться на прием к врачу. Без него в Китае попросту не выжить.

 Китайское приложение появилось на свет для простого обмена сообщениями в 2011 году, менее чем через год после запуска WhatsApp. Но невероятная популярность превратила WeChat в суперприложение, заменяющее собой Uber, GrubHub, Venmo, Craigslist и целый ряд других служб.

—  Западных аналогов WeChat нет, однако в Китае он считается главной угрозой Apple — даже при том, что Facebook постепенно перестраивает свою экосистему по образцу WeChat.

—  Вот что вам нужно знать о WeChat — приложении, которым каждый день пользуются миллиард китайцев.

Вероятнее всего, учетной записи в WeChat у вас нет — если, конечно, у вас нет китайских друзей, родственников или партнеров по бизнесу.

Однако у китайского суперприложения чуть более миллиарда активных пользователей. Это меньше чем 2,45 миллиарда пользователей Facebook или 1,6 миллиарда WhatsApp, но вполне сопоставимо с Instagram.

Кроме того, пользователи WeChat провели в приложении в среднем 432,6 миллиона часов за последние 90 дней — это более чем вдвое больше среднего времяпрепровождения в Instagram, сообщает аналитическая компания Apptopia.

Наконец, маленькое зеленое приложение предназначено не только для общения. Это неотъемлемая часть китайских будней.

Его платежную систему используют не только торговые автоматы и магазины, но даже уличные торговцы. В нем есть так называемые «мини-программы», благодаря которым можно заказать такси или записаться на прием к врачу. Ну а если вы пришли на ярмарку вакансий, можете отсканировать специальный QR-код WeChat и отправить резюме. И этим список функций не ограничивается.

Приложение WeChat разработал китайский технологический гигант Tencent Group. Появилось оно в 2011 году — спустя два года после WhatsApp. Но основное отличие в том, что WeChat перерос формат чата и превратился в «суперприложение», которое заменяет собой сервисы вроде Facebook, Venmo и Uber, к которым так привыкли американцы.

На самом деле, без WeChat в Китае не обойтись: через приложение не только покупают еду и заказывают товары в магазинах, но даже социальные службы начали его использовать в качестве виртуального удостоверения личности, сообщает гонконгская газета South China Morning Post.

В отчете Tencent за 2018 год говорится, что компания стремится внедрить WeChat в «каждый момент повседневной жизни пользователя — с утра до ночи, всегда и везде». Кимберли Уитлер (Kimberly Whitler), профессор маркетинга в Дарденской школе бизнеса Университета Виргинии, считает, что своей цели компания почти добилась.

«В мае ко мне приходит новая группа, и первое, что мы делаем — это скачиваем WeChat», — говорит Уитлер. «WeChat для работы в Китае необходим», — объясняет она, ведь американские сервисы Facebook и Google там заблокированы.

Рост популярности WeChat насторожил американских технических гигантов: еще в 2017 году газета The Wall Street Journal сообщила, что китайские пользователи легко отказываются от своих айфонов, потому что в той или иной степени зависят от WeChat. А ранее в этом году Марк Цукерберг (Mark Zuckerberg) представил новую программу развития Facebook, после чего незамедлительно посыпались сравнения с WeChat — в частности, благодаря упору на платежи и чаты в закрытых группах.

На фоне всей этой шумихи мы изучили WeChat повнимательнее. Вот разбор приложения, без которого не может жить Китай и в котором ищет вдохновения Кремниевая долина.

Когда открываешь WeChat впервые, он похож на WhatsApp. Впрочем, кнопка «Найти» открывает новостную ленту в стиле Facebook, а ярлык «Мини-программы» открывает доступ к специализированным приложениям, где можно заказать еду или такси.

На первый взгляд, интерфейс WeChat очень похож на WhatsApp. Строка меню в нижней части экрана позволяет перемещаться между чатами, контактами, вашим профилем и другими функциями.

Однако вкладка «Найти» — это входные ворота в остальную часть приложения. В нем есть поток так называемых «Моментов», очень похожий на новостную ленту Facebook, где ваши контакты делятся фотографиями и обновлениями. Есть и поток «Поиска» — он ведет к новостным статьям, популярным темам и официальным аккаунтам. А с помощью функций вроде «Люди рядом» и «Встряска» можно познакомиться с другими пользователями и общаться в автономном режиме. А «Мини-программы», целая экосистема приложений внутри приложения, позволяет пользователям заказывать такси и еду и дает доступ к целому ряду услуг.

Ключ к успеху — сканер QR-кода, благодаря которому WeChat стал ведущим платежным приложением в Китае.

Возможно, вам уже доводилось использовать QR-коды — например, чтобы добавить друга в Snapchat с помощью Snap-кода или открыть ссылку с плаката или листовки с помощью камеры телефона.

Но в Китае сканирование этим не ограничивается.

Например, с помощью WeChat Pay в ряде китайских городов можно платить в метро. Просто снимите QR-код у турникета, и проезд оплачен.

QR-коды WeChat подталкивают Китай к безналичному обществу. Даже уличные торговцы, и те берут плату за овощи через WeChat Pay.

QR-коды, встроенные в мобильную платежную систему WeChat, подталкивают Китай к безналичному обществу. Чтобы заплатить за купленную одежду, просто сфотографируйте QR-код на кассе. Точно также можно расплатиться в забегаловках и даже в более классных местах. Кроме того, у официантов и барменов есть свои QR-коды в WeChat для чаевых.

Свои QR-коды есть даже у уличных торговцев — чтобы утренним покупателям было удобнее покупать мясо и овощи.

© AFP 2020QR-коды Alipay и WeChat для онлайн-платежей в мясной лавке в Наньтуне, Китай
QR-коды Alipay и WeChat для онлайн-платежей в мясной лавке в Наньтуне, Китай

QR-коды WeChat буквально повсюду, причем не только для платежей — в некоторых общественных туалетах даже бумагу, и ту получаешь по коду.

Сканирование QR-кодов WeChat вошло в социальный этикет: вместо обмена визитками теперь сканируют личный QR-код клиента.

QR-код WeChat необходим и для ряда общественных услуг. Так, в прошлом году газета South China Morning Post сообщила, что Китай оборудовал свои общественные туалеты «умными» раздатчиками туалетной бумаги — чтобы ее не крали и не тратили впустую. Чтобы получить порцию туалетной бумаги, надо отсканировать QR-код либо воспользоваться системой распознавания лиц.

Для пользователей «Мини-программы» WeChat - может, и мечта, но для Apple в Китае — сущий кошмар.

«Мини-программы» WeChat избавят вас от лишних приложений на телефоне.

Они открывают доступ к головокружительному разнообразию услуг прямо из WeChat: с помощью Didi Chuxing, китайской службы перевозок, можно оплачивать поездки в такси, не выходя из WeChat. У некоторых ресторанов есть собственные мини-программы, а попадают туда тоже через QR-код.

Отсканировав QR-код за ресторанным столиком, можно заказать еду, оплатить заказ и получить его без участия официанта.

Такой подход привел к тому, что лояльность пользователей к iPhone пошатнулась. Поскольку WeChat доступен как для iOS, так и для Android, китайские пользователи iPhone легко прощаются с продуктами семейства Apple, сообщила The Wall Street Journal в 2017 году.

К более социальным функциям WeChat относятся так называемые «моменты» в стиле Facebook, где можно обмениваться фотографиями, статьями и личными обновлениями.

Поток «моментов» позволяет вашим контактам обмениваться фотографиями и обновлениями, подобно ленте новостей Facebook.

Есть и «поисковый» поток, очень похожий на Twitter. Там есть ссылки на статьи, официальные аккаунты и актуальные темы.

В чате попадаются причудливые стикеры, вроде «пузатых божков» или «глупых хрюшек». На практике они бесполезны, но принесли славу местным художникам.

Как в Facebook или Apple iMessage, в WeChat есть свои стикеры — милые картинки, чтобы оживить беседу.

Хотя в WeChat имеется целая официальная библиотека стикеров, пользователям приглянулись настраиваемые коллекции, куда можно загружать свои наклейки для общего пользования. Стикеры приносят художникам славу: создателям любимых стикеров поклонники даже переводят деньги через WeChat Pay.

© AFP 2020 / MATTHEW KNIGHTСтикеры в приложении WeChat
Стикеры в приложении WeChat

В таком случае слава (и богатство) растут как на дрожжах: например, благодаря коллекции «глупых хрюшек» художник Ривер Руи (River Rui) бросил работу и открыл собственное ателье.

Следует, однако, отметить, что стикеры подвергаются строгой цензуре. Как сообщает «Франс-Пресс», стикеры с Винни-Пухом из официальной галереи стикеров WeChat удалили — после вереницы мемов, где мультяшного медведя сравнивали с президентом Си Цзиньпином.

WeChat пригодился самым разным сообществам, включая группы по принципу «купи-продай», где платежи обрабатываются через WeChat Pay. В WeChat даже завелись свои инфлюенсеры, которые рекламируют товары через приложение.

Есть даже пользовательские обзоры и рекомендации в духе «Йелп» (Yelp), причем рецензируются места далеко за пределами Китая — мы опробовали эту функцию на примере бухты Сан-Франциско.

Чего в приложении нет совсем, так это рекламы

У WeChat по сравнению с аналогами на удивление мало рекламы. Пользователи WeChat видят от силу одну-две рекламы в день в рамках функции «Моменты», сообщил в начале этого года главный стратег Tencent Джеймс Мишель (James Michelle) деловому журналу Campaign.

Во многом это объясняется взглядами основателя и президента WeChat Аллена Чжана (Allen Zhang) на эстетику приложения. Чжан сделал ставку на простоту дизайна и эстетическую привлекательность.

В своей четырехчасовой речи, опубликованной на сайте WeChat в январе этого года, Чжан подчеркнул, что не любит продукты, созданные сугубо для привлечения трафика.

«Я заметил, что когда приходит новый руководитель производственного направления, компания всегда вводит его в заблуждение. Поскольку цель компании состоит в том, чтобы нарастить трафик и заработать денег, то и ключевые параметры производительности направлены на рост трафика и прибылей. Вот и получается, что цель разработчиков — не сделать лучший продукт, а любыми средствами увеличить трафик».

«Мы этот путь не поддерживаем. Мы хотим, чтобы WeChat предлагал пользователям толковый продукт», — сказал Чжан.

Приложение постепенно выходит на мировой уровень: собственные мини-программы для пользователей WeChat есть уже в американских учреждениях

В мини-программе Музея современного искусства Сан-Франциско предлагается путеводитель по комнатам и аудиогид по экспозиции для туристов, говорящих на севернокитайском. Аналогичное приложение доступно для iOS и Android, но мини-программы WeChat не требует отдельной загрузки, и это экономит время и энергию. 

Но пользоваться WeChat в США проблематично, так как WeChat Pay в стране недоступен. Кроме того, есть языковой барьер.

Пользоваться WeChat за пределами Китая гораздо сложнее. Хотя WeChat Pay доступен китайских туристам в США (и иностранным туристам в Китае), американским пользователям доступ к платежной системе закрыт.

Последствия у этого самые серьезные: например, многие мини-программы требуют доступа к WeChat Pay, поэтому эти услуги доступны лишь в Китае.

Еще один барьер языковой — без знания севернокитайского диалекта китайского полностью раскрыть потенциал приложения будет затруднительно.

Хотя перемещаться по потоку чатов, искать мини-программы на английском и вступать в английские группы вы сможете, большинство пользователей приложения общаются на китайском. Большинство служб заточены под китайских пользователей. Таким образом, без знания языка присоединиться к группам или воспользоваться некоторыми мини-программами не удастся.

Ну и наконец, щекотливый вопрос. Насколько китайская цензура касается американских пользователей WeChat, непонятно.

Технически Tencent работает с двумя различными версиями WeChat: внутрикитайской Weixin и ее международным аналогом WeChat. (Вроде компании ByteDance, чей портал для вирусного видео TikTok в Китае известен как Douyin).

Как объясняет Tencent, одним названием разница между WeChat и Weixin не ограничивается. Это «родственные приложения», но у них «разный контент и различные функции», говорится в заявлении компании для Business Insider.

Tencent говорит, что две версии рассчитаны под разные юрисдикции. Пользователи WeChat и Weixin могут свободно общаться друг с другом, но при этом пользователей Weixin Tencent может блокировать по китайским законам о надзоре, но на пользователей WeChat они не распространяются.

Однако как сообщает портал The Verge, профиль американского аналитика по информационной безопасности Бинь Се (Bin Xie) в WeChat удалили, когда тот прокомментировал недавние выборы в Гонконге, сказав, что «прокитайские кандидаты с треском проиграли».

Напоследок я бы хотела отметить причудливую функцию WeChat под названием «Встряска» — она поможет вам найти новых друзей. Для этого достаточно встряхнуть телефон одновременно с кем-то на другом конце земного шара.