Понятие «Pax Romana» обозначает порядок, созданный Римской империей в регионах, которые она держала под контролем с использованием военной силы, и переводится с латинского языка как «римский мир». Этот период длился примерно два века. С начала XIX века начался столетний период «Pax Britannica» («британский мир»), который продолжался до начала XX века. После этого периода абсолютного господства Великобритании — «империи, над которой никогда не заходит солнце» — на политическую сцену в качестве глобальной державы на этот раз вышел американский империализм, который навязал свой «мир».
Термином «Pax Americana» (или «американский мир») назывался порядок, насажденный американским империализмом после Второй мировой войны по аналогии с Римской империей. Подобно Риму американский империализм тоже под видом «мира» нес хаос и нестабильность по всему земному шару. Стремился установить господство с помощью своего языка, своих законов, своих обычаев и, конечно, военной мощи.
Теперь и этот период подходит к концу. США уже не обладают былым могуществом. США, которые за годы после Второй мировой войны стали гегемоном мирового капитализма, с большой скоростью теряют высоту. В то время США контролировали половину мировой экономики, а сегодня могут осуществлять только 18% мирового производства. Параллельно с пошатнувшейся экономической мощью ослабевает политическое, идеологическое, военное влияние США.
По этой причине США, несмотря на свою огромную военную мощь, не могут, как раньше, играть по своим правилам. В силу этого затруднения они все чаще прибегают к насилию, силе, давлению. Именно поэтому в 132 из 192 стран-членов Организации Объединенных Наций находится американский военный контингент разной численности, а в 40 странах — американские базы. Это ослабление гегемонии США вызывает разлад и в рядах «коллективного империализма». На атлантическом фронте как никогда громко стали раздаваться возражения со стороны дуэта Германия — Франция против политики США.
Время России
Вместо «Pax Americana» наступает эпоха «Pax Russiana» («российский мир»)? Место слабеющей державы занимают другие игроки — это в природе вещей. И пробел, оставляемый Америкой, заполняют другие страны. Самый доминирующий из этих центров силы — Россия.
Следы «российского мира» можно видеть в Сирии и Ливии. Россия, которая бросает вызов Америке, создает свою игру и свою гегемонию, обеспечила объявление режима прекращения огня в Ливии и сирийском Идлибе начиная с 12 января. Учитывая, что обе страны были превращены Соединенными Штатами в кровавое море, именно Путин принимает в Москве как большое количество конфликтующих игроков в каждой из двух стран, так и представителей региональных государств.
Вчера, 13 января, в Москве шла лихорадочная дипломатия. В России находились Хафтар (Haftar), представляющий правительство в Тобруке, глава правительства в Триполи Ас-Сарадж (As-Sarraj) и три министра из Анкары.
Россия не ограничится Ливией и Сирией
Присутствуя и на поле боя в Сирии и Ливии, следуя на шаг впереди и срывая всевозможные сценарии обойти ее, Москва своим вмешательством кардинально изменила баланс сил в регионе.
В Ливии не только присутствуют российские наемники частной военной компании Вагнера, Россия оказывает и фактическую военную помощь. Россия занимает сторону генерала Халифы Хафтара, а руководство Партии справедливости и развития Турции — правительства в Триполи. Вчера, 13 января, в Москве была обеспечена устойчивость режима прекращения огня, объявленного по призыву России и Турции. Однако в каждой из двух стран, ставших аренами региональной и глобальной борьбы за влияние, перемирие, объявленное с помощью давления на конфликтующие стороны, является крайне хрупким.
Ходы России, судя по всему, не ограничатся Ливией и Сирией. Москва, которая отныне тоже заявляет о своем участии в глобальной региональной борьбе за влияние, похоже, распространит свою активность и на другие зоны конфликта. По крайней мере на Ближнем Востоке, в Африке, Центральной и Южной Азии место США может занять Россия.