Две тысячи сирийских боевиков либо уже прибыли из Турции, либо прибудут в скором времени для участия в боевых действиях в Ливии, сообщают сирийские источники во всех трех странах. Это грозит еще больше запутать трудноразрешимую гражданскую войну в североафриканском государстве.
Войска направлены после того, как Турция в прошлом месяце согласилась прийти на выручку ливийскому премьер-министру Фаизу Сараджу, которого поддерживает ООН, в его многомесячной борьбе с полевым командиром Халифой Хафтаром.
Анкара поддерживала сирийскую оппозицию с первых дней борьбы с сирийским президентом Башаром Асадом — даже когда изначальная коалиция, известная как Свободная сирийская армия, ослабла и раскололась из-за внутренних распрей по мере усиления в рядах повстанцев исламистского элемента. В настоящее время Турция бросила часть повстанцев в качестве марионеточных войск против сил, возглавляемых курдами, и многие наблюдатели сообщают о нарушениях прав человека.
«В Сирии ситуация совсем иная, — сказала Клаудия Гаццини (Claudia Gazzini), старший аналитик по Ливии Международной кризисной группы. — Антитурецкие настроения уже сильны из-за вмешательства Анкары и могут усилиться, сыграв в пользу Хафтара».
24 декабря через пограничный пункт Хавар-Килис Сирию покинуло подразделение из 300 человек из второй дивизии Сирийской национальной армии (из сирийских повстанцев, которых поддерживает Турция), а 29 декабря — еще 350 человек.
Затем их перебросили в столицу Ливии Триполи, где их разместили на передовых позициях на востоке города.
Эти цифры значительно выше большинства предыдущих оценок.
Как сообщил один источник, ожидается, что сирийские боевики объединятся в дивизию, названную в честь Омара аль-Мухтара, — казненный в 1931 году итальянцами лидер ливийского сопротивления стал популярен среди сирийцев во время арабской весны 2011 года.
Как сообщают источники в Сирийской национальной армии, боевики подписали полугодичные контракты на сумму 2 000 долларов в месяц напрямую с поддерживаемым ООН Правительством национального согласия, а не с турецкими военными. Это огромная сумма по сравнению с месячным заработком в 450-550 турецких лир (от 4 700 до 5 700 рублей) в Сирии. Всем обещано турецкое гражданство — это пряник, которым Анкара уже несколько лет манит своих наемников.
Турция также оплачивает лечение раненых и перевозку погибших на родину в Сирию. Как стало известно «Гардиан», в Ливии уже погибло, по меньшей мере, четыре сирийца, хотя их подразделения сообщают, что те погибли на линии фронта против курдских сил на северо-востоке Сирии.
В прошлом месяце в социальных сетях всплыли ролики, где боевики с сирийским акцентом уверяют, что они в Триполи. Один из них заявил: «Свободная сирийская армия находится в Ливии, чтобы защитить ислам».
«Мы освободили весь этот военный лагерь от войск Хафтара, — сказал другой, после чего повернулся к товарищу и уточнил — Как там его, Хафтар или Хантар?».
Запись вызвала у многих вопросы: в частности, как и почему сирийские мужчины оказались так далеко от дома, хотя формально все еще ведут девятилетнюю войну с Асадом?
И Анкара, и Триполи, и Сирийская национальная армия присутствие сирийских боевиков в Ливии неоднократно отрицали. Судя по всему, публиковать в социальных сетях какие бы то ни было свидетельства своего истинного местонахождения сирийским боевикам впоследствии запретили.
Как сообщил президент Реджеп Тайип Эрдоган, на прошлой неделе Турция направила в Триполи 35 военных советников. В отличие от вторжения в подконтрольные курдам районы Сирии в октябре прошлого года, интервенция в Ливию поддержкой турецкой общественности не пользуется.
Во вторник, после того, как Хафтар покинул переговоры в Москве, не согласившись на прекращение огня, Эрдоган заявил, что Турция не преминет преподать ливийскому полевому командиру «урок, которого тот заслуживает».
Хафтара поддерживают Египет, Франция, Иордания, Россия и Объединенные Арабские Эмираты, а ас-Сараджа — Италия, Катар и Турция. Чиновники международно признанного правительства ас-Сараджа выразили недовольство, что союзники, за исключением Турции, их по сути предали. Хафтар заявил о намерении захватить Триполи в апреле прошлого года.
По имеющимся сведениям, принимать сирийских боевиков вместо турецких войск Правительство национального согласия поначалу отказывалось, но согласилось, когда войска Хафтара подступили к столице.
В прошлом месяце «Гардиан» сообщала, что в Бенгази переброшено подкрепление Хафтару из 3 000 суданцев. За Хафтара и так воюют 600 российских наемников, — и это еще один признак, что масштаб конфликта растет.
«Если в боевых действиях будут участвовать сирийские марионетки, это означает, что столкновения собственных войск с российскими наемниками Анкара сможет избежать, — заметила Гаццини. — Следующий вопрос — даст ли на это добро [президент России Владимир] Путин? Или Ливия отойдет на второй план, если Россия и Турция решат уделить внимание другим пересекающимся стратегическим интересам?»