Кошмар вернулся? Этот вопрос задавали многие в первые 10 дней нового года после того, как в мегаполисе Ухань в центральной части Китая появилась новая форма пневмонии. Эта вспышка живо напомнила об атипичной пневмонии (SARS), которая появилась в Китае в 2002 году, поразив 8 098 человек в 37 странах мира, прежде чем летом 2003 года болезнь удалось подавить. Подобно атипичной пневмонии, заболевания в Ухане связаны с рынком, где в огромных количествах продают живых животных. Похоже, что болезнь вызывает новый коронавирус, близкий к вирусу атипичной пневмонии. А Китай и на сей раз без особого желания предоставляет информацию о нем.
Сегодня эксперты из сферы здравоохранения вздохнули с облегчением. На момент выхода этого номера журнала «Сайенс» (Science) умер лишь один из 42 инфицированных людей. Это 61-летний мужчина, страдавший от опухоли в брюшной полости и хронического заболевания печени. (Смертность в случае заболевания атипичной пневмонией составляет 9,6%.) Пока нет никаких доказательств того, что вирус передается от человека к человеку, что могло превратить проблему локального характера в общемировой кризис. А китайские ученые уже поделились с миром шестью геномами нового вируса, который пока не имеет названия.
Ученые из других стран воспользовались этой информацией. Всемирная организация здравоохранения планирует в ближайшее время опубликовать диагностическое обследование нового вируса, которое разработал вирусолог из Берлина Кристиан Дростен (Christian Drosten) и другие ученые на базе переданных китайцами последовательностей. В ходе обследования выявляются фрагменты из трех разных генов в новом коронавирусе, которые также присутствуют в вирусе атипичной пневмонии. «Мы хотели использовать вирус SARS в качестве основы, потому что во всех медицинских лабораториях имеется РНК вируса атипичной пневмонии как положительная контрольная проба, и поэтому начать работу можно немедленно», — говорит Дростен, отмечая, что саму атипичную пневмонию у людей не обнаруживали уже 15 лет. Исследователь коронавирусов Ральф Барич (Ralph Baric), работающий в Университете Северной Каролины, уже пытается синтезировать живой вирус на основе полученных данных, чтобы можно было изучить его на животных и разработать простое исследование на антитела.
Но остается много вопросов. Ученые не выявили те виды животных на рынке, которые являются носителями этого вируса. Загадкой является и то, когда он появился, и сколько людей на самом деле им заразились. Между тем, 13 января был зафиксирован один случая заболевания в Таиланде — у туриста, который прилетел в Бангкок из Уханя. Это вынудило генерального директора ВОЗ Тедроса Адханома Гебрейесуса (Tedros Adhanom Ghebreyesus) провести консультации с экспертами по вопросу реагирования на возможные вспышки заболевания. Пациент в Таиланде не посещал рынок в Ухане в разгар вспышки, но бывал на других рынках, где продают животных, о чем 14 января сообщила ВОЗ.
У первого известного пациента симптомы заболевания появились 8 декабря 2019 года. Это затрудненное дыхание и жар. Власти в день Нового года закрыли рынок морепродуктов, и с 3 января ни одного нового пациента в Ухане не выявлено. Вирус не нашли ни у 763 человек, находившихся в тесном контакте с заболевшими, ни у медработников, которые часто заражаются в период эпидемии, если вирус передается от человека к человеку. «Эта вспышка носит ограниченный характер, — сказал Сюй Цзяньго (Xu Jianguo), который руководит лабораторией инфекционных заболеваний в Китайском центре контроля и профилактики болезней, а также возглавляет оценочную комиссию, дающую рекомендации правительству КНР. — Если на следующей неделе не появятся новые больные, можно будет говорить об окончании вспышки».
12 января ВОЗ опубликовала заявление о том, что она «удовлетворена качеством продолжающихся расследований и принятыми в Ухане ответными мерами, а также готовностью властей регулярно делиться информацией».
Но многие раскритиковали Китай за то, как он предоставлял информацию в самом начале. Новость о том, что ученые обнаружили новый коронавирус, опубликовала 8 января газета «Уолл-Стрит джорнал». Спустя несколько часов Сюй подтвердил эту информацию, выступив на государственном телеканале. «Это не очень хорошая ситуация, когда „Уолл-Стрит джорнал" сообщает о похожем на SARS коронавирусе раньше, чем об этом объявляет китайское правительство», — говорит Барич. 10 января специалист по инфекционным заболеваниям Джереми Фаррар (Jeremy Farrar), возглавляющий в Лондоне благотворительный фонд «Велкам Траст» (Wellcome Trust), выразил в Твиттере обеспокоенность слухами о том, что правительство КНР не поделилось «важнейшей информацией о здоровье людей», так как китайские исследователи хотели сначала опубликовать собственные выводы в ведущих научных журналах.
Но уже через 12 часов эволюционный биолог Эдвард Холмс (Edward Holmes) из Сиднейского университета опубликовал «первоначальную» последовательность генома нового коронавируса на сайте virological.org, сделав это от имени консорциума, который возглавляет Чзан Юнчжэнь (Zhang Yong-Zhen) из шанхайского Университета Фудань. На следующий день три группы из состава китайской Национальной комиссии здравоохранения разместили в базе данных GISAID еще пять последовательностей генома вируса, взятого у разных пациентов. Эта база данных используется главным образом как источник информации о вирусах пневмонии.
Шесть последовательностей мало чем отличаются друг от друга, и поэтому эволюционный биолог Эндрю Рамбо (Andrew Rambaut) из Эдинбургского университета сказал, что они «совпадают с точечным источником», имея в виду, что люди могли заразиться от одной и той же партии инфицированных животных на оптовом рынке морепродуктов, где также продают птиц, змей и мясо кролика. (В рыбе коронавирус не находили никогда.) Но тот факт, что заболевания были обнаружены в течение месяца, указывает на то, что источником могла стать не одна, а несколько групп животных из одного места. Фаррар заявил: «Меня тревожит то, что каков бы ни был источник, заражение длилось довольно длительное время». Вирусолог Гуань И (Guan Yi) из Гонконгского университета согласен с тем, что вспышка заболевания в Ухане была вызвана несколькими переносами вируса с животных на человека, причем происходило это «отдельно и независимо».
Те виды, которые распространяли вирус, могли заразиться им в каком-нибудь естественном водоеме. Многие коронавирусы естественным путем попадают на летучих мышей, а новый вирус очень близок к четырем видам вирусов этих животных, которые имеют поверхностные протеины и способны инфицировать клетки человека. Однако Рамбо предупреждает, что может быть и другой естественный вирусоноситель. «В некоторых частях генома он очень похож на вирус летучей мыши, а в других похож меньше», — говорит он.
Фаррар отмечает, что большинство подтвержденных случаев заболеваний носили мягкий характер. А это значит, что до официального признания вспышки вирусом могли заразиться очень многие люди, не обращавшиеся за медицинской помощью. По этой причине преждевременно делать вывод о том, что возбудитель заболевания не передается от человека к человеку, говорит он. Медсестры и врачи тоже могли заразиться, даже не заметив этого. Фаррар добавляет: «Что касается коронавирусов, то я очень удивлюсь, если окажется, что не было даже ограниченной передачи от человека к человеку». Пока случаи заболевания выявляются путем обнаружения нуклеиновой кислоты от вирусов, которая исчезает, когда пациент поправляется. Но сейчас, когда вирус изолирован, исследователи могут разработать анализы антител, обнаруживающие признаки прошедшей инфекции.
Хотя вспышки заболевания на сегодня весьма ограничены, Фаррара и других ученых беспокоит одно важное обстоятельство. На китайский Новый год, отмечаемый 25 января, сотни миллионов людей отправляются в поездки. А это может привести к распространению вируса из Уханя, являющегося крупным транспортным узлом, в другие большие города. «Поедут люди, еда, животные, — говорит Фаррар. — Поэтому есть подозрение, что вспышка в ближайшее время не исчезнет».
Свой материал для статьи предоставил Кай Купфершмидт (Kai Kupferschmidt).