Парнас — это неформальный представитель советника Трампа Руди Джулиани. Который пытался навести мосты с новым украинским руководством весной и летом 2019 года.
Связующим звеном между Джулиани и рядом влиятельных украинцев и был, в частности, Парнас. Именно он, находясь сейчас под следствием, предоставил переписку Конгрессу, который сейчас пытается протолкнуть импичмент Дональду Трампу. И на данный момент готовит документы для слушаний в Сенате.
«Страна» проанализировала эту переписку, опубликованную на сайте комитета.
«Мороз» от Зе-команды
После победы Владимира Зеленского на выборах, в мае 2019 года, Парнас начал активно связываться с членами его команды — Иваном Бакановым, Сергеем Шефиром, Андреем Ермаком. И пытаться организовать встречу между ними и Джулиани.
Однако наперсники нового президента, судя по переписке, как могли, уклонялись от этого свидания.
Например, из общения с Иваном Бакановым 2 мая следует, что Джулиани безуспешно пытался созвониться с Зеленским.
Парнас просит Баканова дать ему контакт кого-то, кто находится ближе к Зеленскому — чтобы тот мог «созвонить» украинского президента с представителем Трампа. Однако будущий шеф СБУ говорит, что пока от Зе нет подтверждения, что такой разговор может произойти.
Сам Баканов говорит, что он вообще сейчас за границей и не может ничего сделать.
Через несколько дней Парнас снова «дергает» Баканова, но тот пишет, что новостей нет и нужно ждать. Бизнесмен отсылает соратнику Зеленского статью из New York Times с тезисами Джулиани относительно Украины (там говорится и о необходимости расследовать деятельность семьи Байденов).
Потом Парнас пишет Баканову 15 мая, но тот вообще не дает никакого ответа.
Чуть более успешным было общение Парнаса с советником Зе Сергеем Шефиром. 11 мая они списались, а уже 12-го встретились в столичном ресторане «Прага» на ВДНХ.
Интересно, что через несколько часов после этой встречи Шефир пропал из эфира — перестал отвечать на сообщения Парнаса. Причем вплоть до июля.
Чуть более продуктивным было общение Парнаса с помощником Зеленского Андреем Ермаком. Правда, это уже было гораздо позже — осенью, когда Зе летал на генассамблею ООН в Нью-Йорке. Видимо, там же был и Ермак.
Парнас предлагает ему встречу, чтобы в ходе нее встретиться еще с кем-то. Ермак называет его «нашим другом».
Был ли это Джулиани — непонятно, как и неясно, состоялась ли встреча. Известно, что Ермак на тот момент уже встречался с советником Трампа летом в Мадриде.
Аваков и Парнас
Еще в переписке с Шефиром Лев Парнас говорит, что передавал Зеленскому письмо от Джулиани. Причем делалось это через Арсена Авакова.
В письме Джулиани поздравляет Зе с победой на выборах и предлагает ему встретиться в Киеве 13 или 14 мая. «Я займу только полчача вашего времени», — обещает советник Трампа.
Правда, как известно, 11 мая Джулиани отменил свою поездку. Однако пытался выйти на контакт с Зеленским — судя по тому, как Парнас осаждал после этой даты членов Зе-команды (15 мая он требовал связи с Зеленским от Баканова).
С главой МВД Парнас наладил контакт еще до избрания Зеленского президентом (хотя уже тогда было понятно, что он победит). 15 апреля они договаривались о встрече, а в конце месяца Парнас пишет Авакову «рад был видеть тебя, мой друг».
Также Парнас лоббирует перед Аваковым интересы некой локомотивной компании, которая не может начать перевозки из-за позиции Мининфраструктуры. Здесь называется некий Влад Якубовский (такой человек упоминается в открытых источниках как глава Государственного агентства экологических инвестиций Украины при президенте Януковиче).
В следующий раз Парнас пишет Авакову в начале мая, снова называет его «мой друг» и просит быть организатором в поездке Джулиани в Киев (она, как говорилось выше, сорвалась).
Уже в конце мая Аваков обещает Парнасу поговорить с Шефиром — видимо, на предмет контакта Джулиани и Зеленского. Однако тот жалуется, что «Сергей не выходит на контакт». Однако шеф МВД не отвечает (как и ранее «пропал с радаров» Шефир).
Парнас и Луценко
Самая интересная часть переписки — это общение Льва Парнаса с Юрием Луценко, тогда еще генпрокурором.
Луценко в прямом смысле слова радостно, используя смайлики, «сдает» человеку Джулиани посла США Мари Йованович.
В марте 2019 года генпрокурор пишет, что Йованович потребовала снять главу САП Назара Холодницкого и пересмотреть состав Верховного суда. А Назар Холодницкий, мол, готов рассказать о заангажированности посла. «Назар ждет».
В том же месяце Парнас просит у Луценко назвать имена «неприкасаемых», которые якобы озвучила Йованович.
«Лещенко, Найем, Шабунин. Все громкие активисты НАБУ», — ответил генпрокурор.
Отметим, что ранее Луценко заявил, что посол США дала ему список тех, кого нельзя преследовать в законном порядке. В переписке с Парнасом он называет их фамилии. И торопит уволить Йованович:
«Если вы не примете решение по мадам — вы ставите под сомнение все мои заявления. В том числе по Б (видимо, речь о Байдене — Ред.)», — предупреждает Луценко.
Почему торопился Луценко — понятно. На повестке дня стояли выборы президента, и по всему было видно, что посольство не поддерживает его патрона — Петра Порошенко.
Видимо, поэтому на Банковой разыграли эту комбинацию, чтобы убрать Йованович с поста — или хотя бы резко ослабить ее позиции, чтоб отвлечь от выборов в Украине.
Поэтому генпрокурор открыто давит на Парнаса. Он говорит, что «успешно движется дело по Злочевскому. Есть показания о перечислении Б… И только вы не можете снять одну дуру».
То есть очевидно, что Луценко пытался «купить» людей Трампа тем, что «подбирается» к Байдену и его делам в Украине. И, судя по всему, они свою часть сделки выполнили: тучи над Йованович начали сгущаться еще в ходе выборов, а в начале мая ее отозвали в Америку.
А вот Луценко потом несколько раз говорил, что претензий у закона к Байдену нет. То есть он просто обманывал Белый дом.
Хотя еще в марте он «соблазнял» людей Джулиани разными деталями этого следствия. Например, тем, что имеет доказательства перечисления денег от компании Burisma фирме Хантера Rosemont Seneca Partners.
По сути Луценко в личных целях и в неофициальной переписке разглашал детали следствия. Что является уголовным преступлением.
Еще что интересно — в апреле Луценко пытался объяснить людям Трампа, что те, кто окружает Зе — это люди Джорджа Сороса и посла США в Украине Мари Йованович. И, кстати, это оказалось правдой — люди, близкие к Демпартии США и структурами Сороса (так называемые «соросята») получили очень сильное представительство в новой конфигурации власти после смены правительства.
Также Луценко каким-то образом сводил Парнаса и Авакова.
В мае и июне Луценко еще контактировал с Парнасом — видимо, у Джулиани не оставляли надежды, что генпрокурор начнет-таки открытое следствие по «Буризме». В конце июня генпрокурор говорил, что у него еще есть пару месяцев и некий «план».
Однако, судя по дальнейшим публичным заявлениям Луценко, ничем реальным он Джулиани и Трампу не помог.
Выводы из этой переписки
Как видим, администрация Трампа начала неофициально наводить мосты с новой украинской командой почти сразу. Однако те, по сути, игнорировали Парнаса и отказывались свести Зеленского и Джулиани.
В команде Зе было много представителей грантовой общественности, которая совсем не горела желанием помогать президенту США против демократов. Чем и можно объяснить игнор Зеленского.
Параллельно свою ценность в глазах Белого дома пытался повысить Юрий Луценко. Который обещал американцам расследовать дела Байдена в Украине.
Причем, как видим, в марте — еще до выборов — он преследовал общую с Порошенко цель: нейтрализовать посла Йованович. Что, кстати, им удалось — посла, в конце концов, уволили досрочно.
А уже после победы Зеленского Луценко, как видим, реализовывал сугубо личную цель остаться при власти или как-то с помощью Трампа увеличить свой политический вес в Украине. Чтобы как минимум получить индульгенцию от уголовной ответственности.
И, кстати, пока никто об уголовных делах против Луценко ничего не слышал.