От политики сильного человека к политике партии
Вчера ночью уже бывший премьер-министр России Дмитрий Медведев неожиданно объявил о своей отставке и коллективной отставке всех членов кабинета министров. Данный инцидент стал абсолютной неожиданностью. Предпосылок к отставке правительства не было — никто не ожидал, что это произойдет. Однако, с точки зрения общей тенденции, возникновение этого события было предопределено. Оно бы все равно произошло двумя годами раньше или позже. И не такие уж это большие перемены в политическом отношении.
Как отмечают Путин и Медведев, причиной этого стали изменения в конституции России. Основное содержание конституционных поправок заключается в передаче парламенту (Государственной Думе) полномочий по назначению премьер-министра и утверждению кабинета министров, ранее принадлежавших президенту (теперь полномочия по назначению кабинета министров принадлежат премьер-министру). Основной целью является решение проблемы стабильного перехода России от политики сильного человека, которая существовала в постсоветское время, к политике партии.
Фактически подобный переход уже произошел в нескольких странах Центральной Азии, таких как Казахстан и Туркменистан. Но они не привлекли такого большого внимания в отличие от России. С точки зрения долгосрочного политического развития России, есть еще два вопроса, на которых стоит обратить внимание: новая роль Путина и «реогранизация» партии «Единая Россия».
Новая роль Путина
Всем известно, что Владимир Путин продолжит исполнять обязанности президента России в ближайшие несколько лет. Это его «старая роль», не будем об этом больше говорить. Однако грядущие конституционные изменения и политические преобразования в России вскоре потребуют, чтобы Путин взял на себя новую роль — председателя партии «Единая Россия». Это окажет влияние на политическое развитие России по меньшей мере в трех аспектах.
Во-первых, после распада Советского Союза в 1990-х годах во многих регионах бывшего СССР была распространена модель, согласно которой президент не относился ни к одной партии, в Конституции содержались положения, прямо запрещающие президенту вступать в какую-либо партию.
При такой модели президент стоит над всеми политическими партиями и даже внутренними политическими силами, но эта модель явно не является устойчивой. Сейчас ведь не феодальная эпоха, власть не передается по наследству. Очевидно, что только самый ранний лидер может стать «Отцом Отечества» и быть выше других политических сил. А следующий глава государства должен образоваться из какой-либо политической силы.
Поэтому еще в 2007 году в Казахстане была введена конституционная реформа, которая отменила положение «Президент не должен вступать ни в какую политическую партию» и передала полномочия по назначению премьер-министра и утверждению кабинета министров от президента парламенту. Назарбаев сразу же вступил в партию «Свет Отечества» и стал ее председателем. Соответственно, после пересмотра российской Конституции Путин также должен вступить в партию «Единая Россия» и исполнять обязанности ее председателя, а не роль вне партийной политики.
Во-вторых, после внесения поправок в Конституцию РФ и вступления Путина в партию «Единая Россия», хотя полномочия по назначению премьер-министра, рассмотрению и утверждению Кабинета министров были переданы от президента парламенту (именно первая крупная партия парламента или правящая коалиция будет осуществлять эти полномочия), фактически именно Путин решает, кто будет премьер-министром, а кто — министром. Изменилось лишь название должности. В прошлом премьер-министра назначал Президент Путин, а теперь этим будет заниматься Председатель Путин.
В-третьих, после окончания очередного президентского срока Владимира Путина (или ранее Ельцина, Назарбаева и т.д.), он должен продолжать занимать пост председателя партии «Единая Россия» в течение определенного периода времени, сохранив при этом свое влияние на правительство и обеспечивая плавный переход России. Конкретная модель может быть похожа на ситуацию в Казахстане — Назарбаев ушел с поста президента в 2019 году, но продолжает исполнять обязанности председателя партии «Свет Отечества».
«Реорганизация» партии «Единая Россия»
Несмотря на то, что в последние несколько лет партия «Единая Россия» была самой крупной партией, входящей в Государственную Думу, она не является правящей партией в прямом смысле этого слова (у нее нет полномочий формировать правительство). Поэтому в системе руководства и организационной системе партии существует множество проблем, она не отвечает требованиям правящей партии. Грядущая поправка к Конституции даст «Единой России» реальный статус правящей партии, поэтому, чтобы партия была компетентной в новой ситуации, необходимо провести ее реформацию.
Во-первых, система руководства. Поскольку «Единая Россия» не является правящей партией, у нее нет системы руководства. В течение длительного времени Центральный Комитет партии в основном занимался служебной работой, обслуживая парламентские выборы на всех уровнях. После внесения поправок в Конституцию партия «Единая Россия» должна будет создать систему руководства для того, чтобы ей можно было руководить страной. В целом, эволюция системы руководства будет осуществляться в три этапа:
Этап первый: ждать внесения предстоящей поправки в Конституцию РФ.
Этап второй: после того, как Путин вступит в партию «Единая Россия» и станет ее председателем, система руководства должна быть системой ответственности председателя (то есть Путин будет нести всю ответственность).
Этап третий: когда эпоха Путина полностью закончится (то, что он оставит пост Президента, это не означает, что эпоха Путина полностью закончится, она будет продолжаться, пока он занимает пост Председателя партии), Президент России и Председатель партии «Единая Россия» должны быть одним и тем же лицом. Таким образом, в настоящее время «Единая Россия», скорее всего, перейдет от системы ответственности председателя к системе коллективного руководства как в Политбюро ЦК (или других наименований).
Во-вторых, самостоятельная реорганизация. В настоящее время в системе организации партии «Единая Россия» остаются нерешенными две проблемы. Одна из них заключается в «рыхлости» организационной системы, так как партия долгое время занималась только одной задачей — выборами, во многих местах до сих пор нет реальных первичных организаций. Ранее управление Россией было делом президента, не связанным напрямую с политическими партиями.
Кроме того, в России много местных властей. Хотя многие люди номинально являются членами «Единой России» и даже баллотируются в парламент или становятся государственными чиновниками в качестве членов партии, на самом деле они не принадлежат партии, и она не может их контролировать. Даже такой сильный политический деятель, как Путин, вынужден признать, что в некоторых регионах России существует «самоуправство». В дальнейшем перед Президентом будет стоять трудная задача — подавление произвола местных властей.
Поэтому поддержание политической стабильности и национального единства зависит только от единства организационной системы партии «Единая Россия». Создание первичных организаций поможет организовать российское общество, подавить силы «самоуправства», подготовить партийные кадры (вместо того, чтобы пускать все на самотек и позволять этим силам размножаться, даже если искоренить их, необходимо поддерживать организационную систему, чтобы избежать возникновения новых сил).
Одним словом, «Единая Россия» должна сфокусироваться на «усилении организационной мощи». Политические функции не должны быть в приоритете. Ранее партия «Единая Россия» имела только политическую функцию (выборы). Следующим шагом должно стать выделение служебных функций, только так можно организовать общество.
Наконец, политическое развитие регионов бывшего Советского Союза столкнулось с проблемой «куда идти дальше», здесь партия является ключевым звеном. С уходом влиятельных политиков и развитием национальной политики, несомненно, начнут происходить изменения в политической модели. Однако в последние годы Запад и Китай смотрят на политическое развитие регионов бывшего Советского Союза, рассматривая парламентскую партию как цель развития и даже ценностный стандарт. Но в действительности из-за плохих результатов на практике в эти годы политическая элита и простой народ в этих странах, как правило, не доверяют парламентской системе правления, поэтому все они стремятся построить партийную систему с «одной доминирующей партией, которая будет осуществлять долгосрочное управление». Более того, основываясь на историческом наследии коммунистической партии Советского Союза и успешном опыте развития партии Китая и самой Китайской Народной Республики в последние годы, правящая партия или самая крупная партия этих стран фактически восстанавливает многие традиции партий, тяготеющих к ленинизму.