Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Белорусские новости (Белоруссия): в России — конституционная перетряска. Ослабит ли Путин давление на Лукашенко?

Поскольку Минск лавирует, то задача привязать к себе союзника покрепче для Кремля только обостряется…

© AP Photo / Dmitri Lovetsky, PoolПрезидент РФ Владимир Путин и президент Белоруссии Александр Лукашенко
Президент РФ Владимир Путин и президент Белоруссии Александр Лукашенко
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Путин не делает ставку на объединение с Белоруссией как способ решить якобы существующую проблему передачи власти в 2024 году. Означает ли это, что Кремль может ослабить беспрецедентное, по утверждению автора оппозиционного белорусского издания, давление на Лукашенко, которое началось после прозвучавшего в декабре 2018 года «ультиматума Медведева»?

Владимир Путин анонсировал серьезные изменения в конституции России. Тамошние политологи заговорили о запуске трансфера власти. Гадают, какую позицию действующий президент хочет занять в ее новой конфигурации — стать главой Госсовета, полномочия которого будут усилены, премьером, спикером Госдумы? Так или иначе, в экспертной среде склоняются к выводу, что Путин не делает ставку на объединение с Белоруссией как способ решить свою проблему 2024 года.

Означает ли это, что Кремль может ослабить то беспрецедентное давление на Александра Лукашенко, которое началось после прозвучавшего в декабре 2018 года «ультиматума Медведева»?

Российский лидер возглавит Госсовет?

Между тем после выступления российского лидера с ежегодным посланием Федеральному собранию Дмитрий Медведев объявил об отставке правительства: мол, нужно развязать президенту руки для изменений в системе власти.

Понятно, этот давний соратник Путина потерял пост премьера отнюдь не потому, что сильно давил на Лукашенко. На пресс-конференции 19 декабря президент РФ, напомнив Минску, что союзный договор 1999 года на 90% не выполнен, показал, что солидарен с Медведевым в вопросе «углубления интеграции».

Другое дело, что теперь, как заявил российский политолог Евгений Минченко, «версия про роль Путина как руководителя Союзного государства России и Белоруссии если не отпадает, то становится маргинальной». Поскольку-де «появляется вариант его возвращения в кресло премьера с новыми полномочиями и новой легитимностью либо пост руководителя Госсовета — тоже с новыми расширенными полномочиями».

После «ультиматума Медведева» многие комментаторы (в частности главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов да и некоторые белорусские лидеры мнений) подхватили было версию, что Кремль затеял всю эту свистопляску с «углублением интеграции» ради того, чтобы Путин изящно решил свою проблему-2024 (нельзя занимать президентское кресло более двух сроков подряд), возглавив объединенное государство России и Белоруссии.

Если исходить из такой мотивации, то логично предположить, что сейчас Москва ослабит свою линию на принуждение Лукашенко к дальнейшей интеграции по своей схеме. Уперся, ну и ладно. У нас теперь других хлопот полон рот: вон какая внутренняя политическая пертурбация начинается.

Но действительно ли фишка была именно в проблеме-2024?

Москва в принципе боится потерять Белоруссию

Независимо от того, какой сценарий транзита власти будет избран в России, Кремль продолжит усиливать давление на Белоруссию. Более того — оно может принять и более жесткие формы. Так считает директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований (Минск) Арсений Сивицкий.

«Во многом это связано со стратегическими фобиями» российского руководства, которое опасается потерять влияние на Белоруссию в среднесрочной перспективе», — пояснил аналитик в комментарии для Naviny.by. «Интеграционный ультиматум» в декабре 2018 года Москва огласила именно с той целью, чтобы «еще сильнее закрепить Белоруссию в своей геополитической орбите», полагает Сивицкий.

Он не исключает, что Кремль может и впредь прорабатывать несколько сценариев трансфера власти в России, не сбрасывая со счетов и тот, который связан с некоей достройкой Союзного государства. Причем последний может привлекать российское руководство тем, что имеет «сопутствующие эффекты в виде новой легитимности, нового геополитического успеха».

Собеседник Naviny.by обратил внимание на то, что Белоруссия еще с 2014 года фигурирует в подготавливаемых спецслужбами России (Главное управление Генштаба, Служба внешней разведки) ежегодных обзорах угроз и вызовов национальной безопасности РФ.

«Главный посыл таков: то, что Минск активно нормализует отношения с Западом, углубляет стратегическое партнерство с Китаем, в среднесрочной перспективе может привести к подрыву влияния России на Белоруссию. Поэтому предлагается превентивно предпринять ряд действий, чтобы не допустить реализации такого сценария», — сообщил аналитик.

Причем «интеграционный ультиматум» — это для Москвы «лишь один из способов застраховать риски». Поскольку Минск ответил отказом, то, судя по всему, «будут прорабатываться и другие планы, возможно, менее дружественные, предполагающие более активное вмешательство во внутренние дела Белоруссии, в том числе и силового плана», резюмировал Сивицкий.

Почему Кремль не успокоится

Таким образом, хотя российские элиты вступают в период внутриполитической турбулентности, Москва вряд ли ослабит внимание к Белоруссии в принципе, в стратегическом плане (при том что степень давления по разным причинам может колебаться). Подчеркнем аргументы.

Во-первых, не факт, что на сценарии продления власти Путина через поглощение соседнего государства поставлен крест. Да, в Кремле этот вариант наверняка не считают приоритетным, однако почему бы и его не держать в голове: а вдруг прокатит?

Во-вторых, независимо от проблемы-2024 успех в «собирании земель» добавит популярности у электората любому московскому правителю в любое время. Характерные для России великодержавные интенции, распространенный там взгляд на белорусскую независимость как на историческое недоразумение, которое надо бы исправить, — это тоже мотивы настаивать на «углублении интеграции» и давить на Минск другими способами (размещение войск, внутренняя дестабилизация и пр.).

В-третьих, с точки зрения так нелюбимых белорусским президентом прагматиков-рыночников в окружении Путина, давлением на Минск можно как минимум облегчить бремя содержания союзника. Не хотите сближения — тогда сосите лапу.

И наконец, в-четвертых, при любом руководстве Кремлю крайне важно, чтобы из соображений национальной безопасности земля Белоруссии оставалась его стратегическим плацдармом, зоной если не господства, то мощного влияния. А поскольку Минск усиливает лавирование, то задача покрепче привязать к себе союзника лишь актуализируется.

В идеале (с точки зрения Кремля) эту территорию хорошо бы просто прибрать к рукам, сделать каким-нибудь Северо-Западным федеральным округом. Но учитывая сопротивление материала и возможные проблемы на международной арене, пока — это мы продолжаем проговаривать логику тамошних стратегов — неплохо хотя бы связать по рукам и ногам, а в среднесрочной перспективе — превратить в вассальное, марионеточное государство.

Короче, расслабляться руководству и сознательным гражданам Белоруссии не время. Другой вопрос, что власти этих сознательных граждан плющат. Такова специфика авторитарного режима, которая лишь усиливает риски для суверенитета.