Отставка премьер-министра России Дмитрия Медведева и его правительства затмила заявления Владимир Путина о положении дел в стране и имеет важные скрытые мотивы, несмотря на то, что Медведев описал подобное решение, как логичное последствие конституционных изменений, перечисленных президентом во время обращения к двум палатам Федерального Собрания.
Решение Медведева удивило многих российских политиков, и какая бы ни была у него причина, большинство считают, что это было решение Путина, а меньшинство — Медведева. В обоих случаях предполагаемые мотивы частично совпадают, при условии, что при осуществлении изменений Путин не собирался дать своему верному соратнику такую же важную роль как сейчас. Кроме того, есть и другие объяснения. Например, тот факт, что именно на Медведеве лежит ответственность за экономическую и социальную политику, которая угнетает жителей России. Возникает вопрос: почему он объявил о подобном решении сразу же после выступления Путина, что оставило без должного внимания конституционные поправки об официальном перераспределении государственной власти, в результате которых парламент и правительство получат больше полномочий. Помимо всего прочего, некоторые учреждения могут получить новую роль.
Важно не только то, о чем Путин сказал, но и то, о чём он не сказал. А именно, об обязательном созыве Конституционного Собрания, чтобы внести поправки в соответствующие главы Конституции. Согласно основному закону Российской Федерации от 1993 года, требуется созвать Конституционное Собрание, чтобы изменить содержание глав 1, 2 и 9, в которых прописаны основы политического строя, гражданские права и свободы и нормы, касающиеся конституционных поправок и пересмотра Конституции, соответственно. Это Собрание, его состав и функционирование должны быть установлены специальным законом, который пока не принят. Поправки к этим неприкосновенным главам передаются на рассмотрение Конституционного Собрания после их одобрения большинством (три пятых) в двух палатах парламента. Затем, после утверждения или внесения изменений Собранием, они представляются на государственный референдум. Созыв Конституционного Собрания необходим, чтобы упразднить приоритет международных договоров над национальным законодательством, как того желает Путин. Однако он также не уточнил, как будет проводиться референдум, который позволит узаконить предложенные поправки.
Прозвучал сигнал о смене руководства. Теперь фактор «патриотизма» будет иметь большее значение, и вот как это представляет себе Путин. Президент предложил, что глава государства никогда не должен был жить за границей и никогда не должен был иметь другого гражданства (так в тексте, на самом дел Путин предложил закрепить требование к кандидату в президенты России о постоянном проживании в стране не менее 25 лет, а также отсутствие иностранного гражданства и вида на жительство в другой стране не только на момент участия в выборах, но и когда бы то ни было ранее, — прим. ред.).
Эксперты подтверждают, что рост численности населения в России возможен только благодаря иммиграции и что даже самая щедрая политика поддержки семей не сможет изменить существующую негативную тенденцию. Но президент, который ставит в приоритет прирост населения, как фактор безопасности, не упомянул иммиграцию, как форму смягчения негативной демографической тенденции, и сконцентрировался на расширении поддержки семей и рождаемости.
Можно предположить, что описанные поправки — это временные исправления, которые необходимы, чтобы использовать Конституцию в качестве инструмента осуществления изменений. Их цель — сделать так, чтобы нынешний президент сохранил власть с институциональной точки зрения. Победитель конкурса пока неизвестен, потому что могут появиться другие варианты-конкурсанты в зависимости от восприятия действительности, соотношения сил между различными лобби, находящимися у власти, или результатов парламентских выборов 2021 года. И не факт, что этот конкурс по сохранению власти будет честным.