Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
ABC (Испания): история уникального ксендза, который смирился с коммунизмом для помощи ссыльным в СССР

Святой Владислав Буковинский провел в тюрьме 13 лет и после освобождения получил советское гражданство, чтобы жить в казахской степи рядом с жертвами режима.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Польский автор пишет в испанскую газету о своем земляке — католическом священнике Владиславе Буковинском. Депортированный из-за дворянского происхождения и христианской веры в Казахстан при Сталине, он не стал возвращаться в Польшу в 1955 году, когда началась реабилитация таких людей, как он.

Во время Гражданской войны в Испании многие испанцы эмигрировали в Восточную Европу. Те из них, которые были ярыми республиканцами, были приглашены советской властью в СССР. Но они никак не могли ожидать, что эта поездка превратится для них в сплошной кошмар. Из-за паранойи Сталина часть из приехавших испанцев была внесена в список врагов народа. Несколько сотен человек были депортированы в Карагандинскую область советской республики Казахстан. Там бок о бок жили бывшие враги — республиканцы и члены «Голубой дивизии». Однако идеологические разногласия отошли на второй план, и они вместе столкнулись с проблемами выживания в суровой казахской степи, где зимой температура доходит до минус сорока градусов. Вместе противостоять превратностям судьбы было легче. Из почти 400 испанских заключенных выжило чуть более половины.

Среди 60 тысяч депортированных были и представители других национальностей, например поляки, украинцы и немцы. Там был и отец Владислав Буковинский, поляк из дворянской семьи, депортированный во время Второй мировой войны. Он чудом избежал смерти. Его вместе с другими заключенными должны были расстрелять, но пуля прошла мимо, а он сам оказался под горой трупов тех, кому повезло меньше.

Перед тем как блаженный Владислав Буковинский попал в казахскую степь, он побывал в нескольких лагерях в разных частях СССР. Там он подпольно вел свою пастырскую работу. Именно поэтому в эпоху сталинских репрессий он снова попал в тюрьму. В общей сложности он провел в заключении более 13 лет. Но лишение свободы не было для него препятствием для совершения молитв или проведения мессы. Он молился незаметно в тюремной постели, по ночам. Вместо облатки у него были хлебные крошки, оставшиеся от ужина, а вместо вина была настойка из забродившего изюма.

Буковинский вошел в историю как один из немногих жителей СССР, который отказался от услуг адвоката. В 1958 году он защищал в суде себя сам, и настолько успешно, что его речь поразила судей. Его приговорили всего к трем годам работ в трудовой колонии, что было самым легким наказанием за строительство часовни и проповедь католической веры в атеистической стране.

РАБСКИЙ ТРУД

Труд заключенных почти всегда был рабским. Священник работал на медном руднике, рубил лес, рыл канавы. Тем же самым он занимался и после выхода из тюрьмы, когда днем он был простым рабочим или сторожем на стройке. Он также путешествовал по Средней Азии. И хотя священник имел совсем немного денег в кармане, он навещал депортированных в Казахстане, Таджикистане и Киргизии. Жители многих из этих мест не видели ни одного священника в течение более 20 лет.

Его чувство солидарности с депортированными в казахскую степь было настолько сильно, что Буковинский отказался возвращаться в Польшу. В 1955 году он подал заявление на получение гражданства СССР, и вскоре ему выдали советский паспорт, который позволял свободно передвигаться по стране. С этого момента он продолжил свою миссионерскую деятельность с еще большим усердием. Благодаря гостеприимству верующих он постоянно ездил по местным христианским общинам. Мессу проводил в жилых домах, плотно закрыв окна шторами. «Я как коммивояжер. Мессу в наших условиях можно проводить либо рано утром, либо уже поздно вечером. После Евхаристии обычно следует исповедь. Наконец, краткий ночной отдых. А потом еще исповеди, крещения и […] иногда свадьбы», — писал миссионер.

Священник, который умер в 1974 году в возрасте 69 лет, так и не узнал, что у него были последователи. Они появились после его смерти, в основном в тех деревнях, которые посетил одинокий апостол Казахстана. По мере распространения культа отца Владислава Буковинского у него становилось все больше последователей.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

История польского священника, который, несмотря ни на какие трудности, всегда предпочитал жить среди депортированных, остается предметом исследований. Историки продолжают искать информацию о том, как его преследовали в советских тюрьмах, как он во время Второй мировой войны прятал еврейских детей в домах католических семей, как он заботился о близких родственниках заключенных.

В 2001 году папа Иоанн Павел II (в миру — поляк Кароль Войтыла) во время своего визита в Казахстан сказал, что был знаком с отцом Буковинским. Он вспомнил, что еще в коммунистической Польше, когда Кароль Войтыла был кардиналом в Кракове, он принимал у себя советского миссионера. Будущий понтифик сказал, что отец Буковинский вдохновил его. Незадолго до своей смерти папа вспоминал: «Я много раз встречался с Владиславом Буковинским и всегда восхищался его преданностью своему миссионерскому делу и его апостольским рвением. […] Я благодарю Бога за то, что имел счастье знать его лично. Своим свидетельством слова Божия он придает мне силы».

Марчин Затыка — корреспондент «PAP» (португальское отделение Польского информационного агентства)