Пекин — Новое торговое соглашение между Вашингтоном и Пекином отчасти призвано решить одну из острейших проблем двусторонних отношений: китайские ухищрения по добыче технологий у западных компаний.
Это сложная тема, и одним-единственным торговым соглашением ее не решить.
Администрация Трампа давно винит Китай в краже западных коммерческих тайн. Почти два года назад эти обвинения стали юридическим поводом к торговой войне. Торговые переговоры между двумя сторонами быстро перекинулись на другие темы, но по изначальному договору, подписанному в среду, Китай обязуется прекратить некоторые действия, которые давно вызывают нарекания западных компаний. В зависимости от подробностей, этот договор может стать более приемлемым для американского бизнеса.
Опасения взялись неспроста. Китай неоднократно доказывал, что ему по силам добывать у американских компаний ноу-хау и — благодаря значительным государственным субсидиям — создавать собственную конкурентоспособную продукцию. Компании опасаются, что Китай сможет проделывать то же самое и в других отраслях, — например, в разработке программного обеспечения и микросхем.
То, что он заставляет иностранные компании «сдавать» технологии, Китай отрицает. Они, мол, делают это добровольно, — чтобы получить доступ к китайскому рынку, обширному и постоянно растущему. При этом китайские чиновники уверяют, что предпринимают шаги для решения этой проблемы.
Откуда Китай берет технологии?
Американские власти давно обвиняют китайские компании и частных лиц в хакерских атаках и других видах откровенного воровства коммерческих тайн. Некоторые чиновники из администрации Трампа беспокоятся, что китайские компании просто приобретают технологии через корпоративные сделки.
Иногда Китай требует, чтобы иностранные компании создавали совместные предприятия с местными фирмами, — в частности, это касается автомобильной промышленности. Иногда от них требуют, чтобы на месте производился определенный процент от общей стоимости продукта, — например, так раньше было с ветряными турбинами и солнечными батареями.
Технологические гиганты «Эппл» и «Амазон» запустили с местными партнерами совместными предприятия для обработки данных в Китае — в соответствии с китайскими законами о внутренней безопасности.
Обвинять китайских партнеров в краже компании не спешат, опасаясь расплаты. Представляющие их бизнес-группы говорят, что китайцы пользуются деловыми связями, заставляя иностранных партнеров раскрывать секреты. Еще они говорят, что на иностранные компании давят китайские чиновники, чтобы те предоставили им доступ к ключевым технологиям для получения сертификата безопасности их продуктов для китайских потребителей.
Работают ли эти методы?
Среди областей, где Китай воспользовался этими приемами и создал отечественные аналоги, иностранные бизнес-группы называют возобновляемую энергию.
Покуда Пекин в 2005 году не постановил, что не менее 70% каждой ветряной турбины должно производиться в Китае, лидером китайского рынка была испанская компания «Гамеса» (Gamesa). Компания обучила производству более 500 местных поставщиков и построила завод по сборке в городе Тяньцзине. Другие многонациональные производители ветряков сделали то же самое.
Администрация Обамы поставила эту политику под сомнение, сочтя ее нарушением правил Всемирной торговой организации, и Китай ее отменил, — но к тому времени было уже поздно. Подконтрольные государству китайские предприятия уже развернули сборку турбин через тех же поставщиков. Сейчас Китай стал крупнейшим в мире рынком ветряных турбин, — причем большинство из них производятся китайскими компаниями.
Похожая промышленная эволюция последовала вскоре в солнечной энергетике. Пекин потребовал, чтобы солнечные батареи для первого крупного муниципального проекта на 80% были сделаны в Китае. И компании бросились налаживать в Китае производство и делиться технологиями.
Китайское правительство субсидировало производство солнечных батарей, — главным образом на экспорт. В итоге большинство солнечных панелей в мире производят китайские компании.
Какие отрасли на очереди?
Некоторые представители администрации Трампа опасаются, что то же самое произойдет в автомобильной промышленности.
Вскоре после того, как Китай распахнул двери для иностранных автомобильных компаний, китайские чиновники провели среди мировых лидеров тендер за право доступа к рынку. Каждое предложение передачи технологий совместному предприятию с государственной компанией-партнером скрупулезно анализировалось.
«Дженерал моторс» победила «Форд» и «Тойоту», согласившись построить в Шанхае современный завод с четырьмя дюжинами роботов для сборки новейших «бьюиков». Немецкий «Фольксваген» пришел в Китай раньше, и руководство пришло в ярость, потому что под нажимом конкурентов им пришлось модернизировать и свои технологии тоже.
Сегодня Китай — крупнейший автомобильный рынок мира. Однако за исключением считанных моделей класса «люкс», практически все продаваемые автомобили сделаны в Китае. Свою роль сыграли высокие китайские пошлины на импортные машины и запчасти к ним, а также желание иностранных компаний избежать затрат и рисков при транспортировке автомобилей с удаленных производственных площадок.
Как решит проблему состоявшаяся в среду сделка?
В рамках торгового перемирия китайские чиновники согласились не заставлять компании передавать технологии как обязательное условие ведения бизнеса — и наказывать тех, кто нарушает или крадет коммерческую тайну. Пекин также согласился не добывать стратегические технологии через выкуп китайскими компаниями.
Еще до этого китайские чиновники обязались отменить обязательное требование о создании совместного предприятия в таких областях как автомобильная промышленность.
Вопрос в том, будет ли Китай свои обязательства выполнять. В прошлом месяце китайские официальные лица уже опубликовали правила, где реализовано многое из того, что они обещали в соглашении в среду. Однако, как утверждают иностранные юристы, в новых правилах имеются большие лазейки. Так, правила предоставляют китайским надзорным органам широкую свободу действий при наличии «особых обстоятельств», «государственных интересов» и других нечетких исключений.
Торговый пакт предусматривает консультации в течение 90 дней, если США сочтут, что Пекин своих обязательств не выполняет. Сможет ли администрация Трампа добиться полного соблюдения — неясно. В более широком контексте пакт не затрагивает субсидирование Китаем новых отраслей промышленности, — а именно они сыграли ключевую роль в том, что произошло в том же производстве солнечных батарей. Китай в значительной степени отклонил призывы ограничить субсидии отечественным конкурентам в таких отраслях, как полупроводники, коммерческая авиация, электромобили и другие технологии будущего.
Администрация Трампа рассчитывает уравновесить это пошлинами. Частичное соглашение о торговле оставит сплошные пошлины для многих из этих отраслей в силе, — чтобы китайские конкуренты не наводнили американский рынок. Сохранение этих пошлин также придаст западным компаниям мощный финансовый стимул пересмотреть цепочки поставок, которые сильно зависят от Китая.