В пылу баталий вокруг так и не случившейся отставки Алексея Гончарука за кадром остался другой вопрос.
Кто прослушивал премьера и его собеседников?
Они, напомним, попали в скандал — кто-то слил в Сеть запись закрытого совещания у премьер-министра. Что выставило в неприглядном свете как самого Гончарука, так и некоторых министров с чиновниками НБУ. А также президента Владимира Зеленского.
После публикации записей президент собрал чрезвычайное совещание, на котором постановил в две недели выяснить, кто пишет первых лиц государства.
"Страна" изучала версии о том, кто это мог быть. Также узнали, какие меры будут принимать власти после слива очередного аудиокомпромата.
Кто слушал премьера?
Пока более-менее понятно, что активно раскручивали скандал с записями нардепы из "Слуги народа", близкие к Игорю Коломойскому. Олигарх давно пытается добиться отставки Гончарука.
Другой вопрос, кто организовал и провел саму прослушку, которая осуществлялась в здании Кабмина в одном из кабинетов для приемов.
Вокруг этого уже начали распространяться различные версии. Правда, насколько они соответствуют действительности сказать сложно — это может быть попыткой дискредировать отдельных политиков.
Основных версий несколько.
1. Прослушку организовал и слил близкий к Коломойскому помощник президента Ермак, который, по слухам, вместе с олигархом двигает на пост премьера топ-менеджера "Нафтогаза" Юрия Витренко.
2. Прослушку слил Аваков, который также хочет занять должность премьера. При этом Аваков находится в контакте с Коломойским и мог договориться с ним о раскрутке слива.
3. Разговоры всех топ-чиновников пишутся украинскими спецслужбами, сотрудники, которых затем продают записи тем, кому они нужны. Иногда даже без ведома начальства (существует целый теневой рынок подобных услуг).
Отметим, что эта версия с политической точки зрения самая выгодная для власти, так как не подводит под уголовное дело никого из влиятельных персон. Хотя и не факт, что она верна.
4. Записывал кто-то из участников этой встречи. Это, кстати, самое простое объяснение. Тем более, что прецеденты уже были (вспомним, как нардеп Онищенко писал Порошенко).
По данным "Страны" в Офисе президента обсуждают версию, что записывать могла участница встречи зампредправления НБУ Екатерина Рожкова. Причем затем якобы она передала записи Авакову. Глава МВД в свое время, как говорят, помог похоронить дела по банку "Михайловский", в которых фигурировала Рожкова.
На это указывает ряд признаков. В частности, по данным источников, после проведенного анализа записей установлено, что записывающее устройство находилось поблизости от Рожковой.
Впрочем, тут есть много непонятного. Во-первых, сама Рожкова выглядит на пленках тоже в негативном свете. Зачем ей саму себя дискредитировать? Во-вторых, всем известен жесткий конфликт Рожковой с Коломойским. Зачем ей подыгрывать олигарху, подводя премьера под отставку?
Впрочем, эти соображения не снимают вероятности того, что писали Гончарука сами участники совещания в Кабмине от 16 декабря. И затем "слили" запись по каким-то своим причинам. Помимо Рожковой, по данным наших источников, рассматривают вариант, что писала и министр финансов Маркарова.
Что теперь будут делать у Зеленского?
Кассетные скандалы не в первый раз сотрясают "Слугу народа".
Осенью в Сеть выложили переговоры депутатов из "группы Зеленского" и днепропетровской полиции. Нардеп Юзик и другие обсуждали с правоохранителями передел сфер влияния в Кривом Роге — родном городе президента и ряда его соратников.
Но записи Гончарука вызвали куда более серьезный скандал. Который, кроме прочего, показал, что от подобных вбросов не застрахованы и первые лица новой властной команды.
Включая и самого президента.
После появления "пленок Онищенко" в 2016 году гостей Банковой начали заставлять сдавать все гаджеты перед общением с Порошенко.
Причем это было еще заметно в первые дни президентства Зеленского. 21 мая у Олега Ляшко, который приехал к Зе на встречу глав фракций, охранники требовали сдать телефон. Радикал скандалил и не отдавал, поэтому история стала достоянием гласности.
Однако сейчас, по информации "Страны", эту норму в Офисе президента соблюдают далеко не всегда.
"Действительно, очень похоже, что Гончарука писал кто-то из участников встречи. Просто на телефон или иной гаджет. И это проблема. Сейчас телефоны и другие гаджеты часто не сдают даже на совещаниях и встречах у Зеленского. Поэтому я не исключаю, что вскоре появятся записи и с президентом", — сказал "Стране" источник на Банковой.
В то же время источник "Страны" в Управлении госохраны говорит, что гости, которые приходят на встречи с президентом, должны сдавать телефоны в обязательном порядке.
"Эта норма продолжает действовать для всех, кто приходит на совещания на 4-й этаж (там находится кабинет президента. — Ред.). Но, во-первых, дисциплина сейчас сильно расшаталась, и я допускаю, что иногда телефоны забывают изъять просто из-за бардака. А во-вторых, писать можно не только на телефоны", — говорит источник в УГО.