Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему Запад закрывает глаза на преступления украинских националистов?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Чествование националистов и антисемитов стало традицией на Украине. Так, в в августе 2019 года в Киеве была открыта выставка, посвященная Степану Бандере. При этом там замалчивают имя другого знаменитого украинца времен Гражданской войны — революционера-анархиста Нестора Махно.

Французский журнал «Монд дипломатик» (Le Monde diplomatique) опубликовал аналитический материал, посвященный антисемитизму на Украине и причинам, по которым эта тема замалчивается на Западе. Автор статьи, — историк Жан-Жак Мари, — отмечает, что сейчас, как и сто лет назад, Запад сознательно закрывает глаза на антисемитскую сущность украинского национализма. Несмотря на совершенные ими зверства, на Украине ставятся памятники Петлюре, Бандере, Шухевичу, а их именами называются улицы. Последний факельный марш в честь Бандеры, вызвавший осуждение со стороны Польши и Израиля, прошел в Киеве совсем недавно — при новом руководстве Украины.

Чествование националистов и антисемитов имеет прочную традицию на «постмайданной» Украине. Так, 24 августа 2019 года в преддверии Дня независимости в Киеве была открыта выставка «Фактор свободы», посвященная Степану Бандере, Ивану Мазепе и Симону Петлюре. 21 января 2019 года в Киеве заместитель председателя правительства и министр культуры торжественно открыли мемориальную доску лидеру украинских националистов Симону Петлюре — на улице, которая также носит его имя. В 1918-1920 годах Петлюра был главным атаманом войск Украинской народной республики, при нем по стране прокатилась серия еврейских погромов, жертвами которых стали десятки тысяч человек. Еще в 2017 году памятник Петлюре был установлен в Виннице.

Французский исследователь отмечает, что в ходе Гражданской войны на Украине происходили массовые убийства евреев. В глазах украинских националистов и белогвардейцев евреи были естественными союзниками большевиков, а сама большевистская революция считалась «еврейским заговором». Эта позиция националистов наложилось на вековой украинский антисемитизм, который с полной силой проявился еще во время войн Богдана Хмельницкого и особенно во время «уманской резни» 1768 года. Всего за время Гражданской войны ХХ века было отмечено свыше полутора тысяч еврейских погромов, большинство из них на Украине. Число жертв оценивается в 100 тысяч убитыми и столько же ранеными, около полумиллиона евреев лишились крова.

Евреев преследовали и уничтожали в первую очередь националистические формирования Петлюры, хотя были и стихийные погромы, в которых участвовали отряды «зеленых» и деникинцев. Журнал приводит пример избиения евреев в Проскурове (нынешний Хмельницкий) в феврале 1919 года. В этом городе гайдамаки, входившие в националистическую армию Петлюры, убили свыше полутора тысяч человек. По данным комиссии Красного креста, во время погромов, которые совершали войска директории УНР во главе с Петлюрой, зимой 1919 года было убито около 50 тысяч евреев. Погромы продолжились в конце августа 1919 года, после того как войска Петлюры заняли Киев.

Всего, по данным западных исследователей, около 40% погромов совершили петлюровцы, 31,7% — банды «зеленых» и других украинских атаманов, 17,2% — отряды Деникина, 2,6% — поляки, и 8,6% — действовавшие самочинно бойцы Красной армии. Однако в целом большевики пытались защитить евреев от погромов и жестко пресекали антисемитские акции. Председатель Реввоенсовета Лев Троцкий издал приказ, предписывающий расстреливать погромщиков на месте.

Хотя антисемитские погромы вызывали возмущение европейской общественности, правительства стран Антанты реагировали сдержанно, так как петлюровцы считались важным союзником в борьбе с большевиками. Точно так же Лондон, Париж и Вашингтон (в том числе лично Уинстон Черчилль) ограничились словесным осуждением антисемитских акций, совершаемых войсками Деникина. Посол Временного правительства во Франции (до 1924 года) Василий Маклаков предупреждал западных партнеров, что «раздувание» темы погромов может негативно отразиться на настроениях инвесторов и кредиторов из Европы и США на территории бывшей Российской империи.

Симона Петлюру уже в 1926 году в Париже застрелил еврей-эмигрант Самуил Шварцбурд. На суде Шварцбурд заявил, что это был акт возмездия за еврейские погромы 1917-1919 годов, и суд присяжных полностью оправдал его. Тем не менее выступивший на суде французский генерал Анри Фрейденберг заявил: «Петлюра всегда был другом Франции и сделал много для укрепления сотрудничества с французскими оккупационными силами на Украине».

Сегодня на Украине замалчивают имя другого знаменитого украинца времен Гражданской войны — революционера-анархиста Нестора Махно. Махно — в отличие от Петлюры — был убежденный интернационалист. На Западе он по-прежнему самый известный украинец ХХ века — гораздо более уважаемый, чем все украинские националисты вместе взятые. Махно никогда не был антисемитом и «щирым» националистом. Повстанческая армия Махно была интернациональной. К нему хорошо относились евреи, и в годы парижской эмиграции помогали ему, организовали и оплатили его похороны. В 20-е годы идейные противники обвиняли Махно и его армию в еврейских погромах. Однако в результате бурных разбирательств с привлечением независимых свидетелей Махно и его соратники были полностью оправданы в этом вопросе: еврейских погромов на махновской Украине было немного, а если и были, то Батька их жестко пресекал.

Чтобы ответить клеветникам, Махно опубликовал в Париже обращение под названием «Евреям всех стран». В нем он решительно отверг все обвинения и заявил, что антисемитизм глубоко чужд его убеждениям как анархиста и интернационалиста. Еще раньше, в 1919 году революционный штаб махновцев опубликовал декларацию, в которой осудил «буржуазный национализм» Петлюры: «когда мы говорим о независимости Украины, мы не имеем в виду независимость в петлюровском „свидомом" смысле, мы говорим о том, что украинский трудовой народ должен самоорганизоваться на основе свободного выбора языка, культуры и способа производства». Махно выступал за свободное сосуществование русского и украинского языков, сам он говорил на малороссийском «суржике» — смеси русского и украинского.

Украинские националисты не любили Махно тогда, не любят и сейчас. Вспоминает эмигрант, потомственный анархист Жорж Сосенко: «29 июля 1934 года состоялись похороны Махно на парижском кладбище Пер-Лашез. Организацией похорон Махно занимался видный американский анархист (еврей по национальности) Александр Беркман. Он же оплатил расходы на похороны. Около четырехсот человек пришли отдать последнюю дань великому революционеру. На кладбище были представители многих стран, в том числе французы, испанцы, американцы и итальянцы. Но там была всего лишь пара украинцев: украинская община Парижа проигнорировала смерть Батьки».

Когда на родине Махно в городе Гуляйполе в 2013 году отмечали 125 лет со дня его рождения, событие носило чисто локальный характер, украинские власти отказались отмечать его в национальном масштабе. Для них Махно не является героем, его место в пантеоне «великих украинцев» прочно заняли Симон Петлюра, Степан Бандера, Роман Шухевич и даже гетман Иван Мазепа.