Тридцать лет назад Кимберли Креншоу (Kimberlé Crenshaw) предложила термин интерсекциональность (intersectionality), чтобы лучше осветить притеснение афроамериканских женщин. Теория взаимодействия различных форм дискриминации является полезным инструментом для понимания того, как пересекаются привилегии и угнетение. Она помогает опровергнуть массовые представления о притеснениях, иерархии, классовой борьбе и пропасти между расами.
Но недавний всплеск антисемитизма в Нью-Йорке ставит вопрос, нет ли здесь подвоха.
Когда евреев в контексте американской истории относят к белым, — это не только извращение еврейского прошлого, но и отрицание еврейской народности. В американской политике белый — тот, кто последние 500 лет наживался на европейской колонизации и эксплуатации. «Белизна» отождествляется с контролем, доминированием и исключительностью, — а это едва ли справедливо для еврейской истории.
Даже при том, что последние полвека американские евреи пользуются привилегиями, связанными с белой иерархией, лишь коллективная амнезия заставит нас забыть, как еще недавно евреям было запрещено посещать фешенебельные отели, роскошные рестораны, загородные клубы и коттеджные поселки. Им ставили препоны на пути в университеты, вводя квоты, призванные остановить «еврейское засилье».
Невозможно себе представить другую общину, чью треть уничтожили за каких-то шесть лет, и которая все равно считалась бы привилегированной. Однако именно к этому приводит включение евреев в белую расу, — это не только стирает еврейский этнос, но и искажает живую еврейскую идентичность.
Считая еврейство белым, мы замалчиваем уникальную историю евреев сефардского, арабского, африканского или ближневосточного происхождения, — зачастую историю угнетения. Кроме того, это льет воду на мельницу юдофобов и их лживые стереотипы о еврейском могуществе и влиянии.
Хотя слова свои Сарсур забрала, параллели между белым шовинизмом и Израилем — страной исключительно еврейской — она провела намеренно. «Превосходство белых» — это удобный, приемлемый ярлык, пусть он и искажает еврейский опыт и демографическую реальность, тогда как «еврейское превосходство» отдает реакционерством и фанатизмом.
Дискурс, когда евреев ассоциируют с властью на основе их якобы «белизны», особенно опасен, учитывая стержневой миф о еврейской гегемонии, которым всю историю размахивали антисемиты.
Как отмечает профессор права Дэвид Шрауб (David Schraub): «„белизна" еврейства помогает очистить и даже подкрепить аргументы, которые иначе сочли бы юдофобскими».
На самом деле мнимая власть воображаемого еврейского «влияния» — один из редких аргументов, которыми пользуются экстремисты как справа, так и слева. В ноябре свою кандидатуру на всеобщих выборах выставил белый шовинист Патрик Литтл (Patrick Little), республиканец из Айдахо. В интервью «Айдахо пресс» (Idaho Press) он назвал местные выборы «единственным способом бросить вызов еврейской власти в этой стране». Еще он сказал, будто «главный приоритет» евреев — выжить белых, добавив, что евреи подмяли под себя СМИ, индустрию развлечений и политику.
То же мы наблюдаем и слева: лейбористы под началом Джереми Корбина (Jeremy Corbyn) превратились в рассадник антисемитизма.
С древних времен до средневековья антисемитизм оправдывался страхом тайного еврейского заговора ради господства над экономикой и властью. Позже за старые христианские темы тайного еврейского господства взялась нацистская пропаганда, развернув программу уничтожения евреев. Сегодня эти страхи в карикатурном виде распространяют современные антисемиты, — причем по их версии в руках у евреев не только СМИ, но и глобальные рынки и даже геополитическая стабильность.
Отсюда рождается парадокс: мнимая «белизна» не только растворяет уникальный еврейский опыт, но и делает само еврейство воплощением белого шовинизма в худшем виде. Белый еврей не просто могуществен, а обладает сверхвластью. Он не просто эксплуататор и манипулятор, но и главный кукловод, контролирующий мировые дела.
Пусть теория пересечений — и ценный инструмент, но в случае с «белыми евреями» она оказалась неэффективной и даже опасно искажает еврейский опыт — его историю, разнообразие и проблемы.
Хотя еврейская кожа бывает самых разных оттенков, — и это отражает разнообразие народа, рассеянного по всему земному шару и сплоченного этнической, национальной и религиозной принадлежностью, — белейшие члены еврейской общины стали жертвой геноцида, после которого мир поклялся, что это больше не повторится.
Интерсекционалистский подход может быть полезен лишь в том случае, если две идентичности разделены, и если еврейский опыт проговаривается отдельно, а не включается скопом со всеми или вовсе игнорируется. Борьба с антисемитизмом начнется, когда сложность еврейского опыта будет правильно отображена, а не потеряется в цвете кожи.