Шел 2010 год. Престижнейшие газеты Европы и всего мира в сотрудничестве с основанным Джулианом Ассанжем сайтом WikiLeaks опубликовали целую серию статей с разоблачениями войн США и их союзников в Афганистане и Ираке.
Многие ключевые издания, в том числе «Нью-Йорк таймс», «Шпигель», «Гардиан», «Паис» и «Монд», заполучили материалы американской армии, которые удалось раздобыть сайту. Они были разобраны, проанализированы и опубликованы, поскольку мировую общественность было необходимо познакомить с фактами злоупотреблений и зверств во время войн, которые велись во имя демократии после терактов 11 сентября 2001 года.
Понятие прозрачности активно обсуждалось этими газетами и всем обществом, а значимость содержащихся в этих документах сведений лишь подчеркивала необходимость их открытого и демократического обсуждения. Переданные прессе документы говорили о применении пыток и десятках тысяч жертв среди мирного населения: все это превратило регион в гнездо терроризма, за что нам сегодня приходится так дорого расплачиваться.
Отметим, что в том же 2010 году «Монд» назвал Джулиана Ассанжа человеком года.
Прошло почти десять лет. Джулиан Ассанж находится в изоляции в британской тюрьме Белмарш. Она была построена на размещения террористов, и ее нередко называют британским Гуантанамо. В ноябре международная группа из шести десятков врачей попыталась привлечь внимание мира к состоянию физического и психологического здоровья Джулиана Ассанжа. Они всерьез считают, что тот может «умереть в тюрьме». После этого воцарилось молчание. Полное отсутствие реакции со стороны мировой прессы, которая столько писала о разоблачениях по поводу военных преступлений союзников в Ираке и Афганистане благодаря переданным ей материалам Ассанжа и его команды.
Жестокая ирония
Как бы то ни было, здесь просматривается очевидная причинно-следственная связь. Джулиан Ассанж умирает в тюрьме за разоблачение военных преступлений. За то, что дал людям возможность узнать о них.
После разоблачений WikiLeaks жизнь обернулась против Ассанжа: шведская прокуратура начала в его отношении следствие по обвинению в изнасиловании (он сам категорически все отрицал).
Как сейчас известно, США тогда возбудили против него дело по обвинению в шпионаже и подталкивали союзников к тому, чтобы привлечь WikiLeaks и его основателя к уголовной ответственности. Именно поэтому Джулиан Ассанж решил искать в 2012 году в посольстве дружественного Эквадора убежище от американских преследований, которые были замаскированы под шведский ордер на арест.
Жестокая ирония: хотя часть его бывших сторонников обвиняют его в том, что он сыграл на руку России или, во всяком случае, Дональда Трампу, опубликовав в разгар американской избирательной кампании украденную переписку с серверов Демократической партии, сейчас он может оказаться в руках все того же Трампа и стать для него способом избавиться от обвинений в сговоре с иностранной державой. Кстати говоря, Дональд Трамп называл в 2010 году действия WikiLeaks «постыдными» и призывал к смертной казни основателя сайта.
Лицо демократии
Что бы мы ни думали о личности Ассанжа и ошибках WikiLeaks, сейчас демократия смотрит в лицо самой себе. Может ли она до сих пор сообща обсуждать определенные темы? Защищать свободу информации и разоблачителей? Отстаивать права человека в целом и права одного конкретного человека в частности?
В ноябре прошлого года спецдокладчик ООН по вопросам пыток и жестокого обращения Нильс Мельцер выразил обеспокоенность насчет ухудшения состояния здоровья Ассанжа, связанного с условиями содержания, которые, по его мнению, противоречат Конвенции против пыток. Он отметил «бесчеловечную ситуацию» и «издевательства, которые могут стоить ему жизни». Он подчеркнул, что серьезные и неоднократные нарушения права Джулиана Ассанжа на справедливый суд со стороны Великобритании делают нелегитимными его осуждение в нарушении судебного контроля и процедуру экстрадиции в США. Тем не менее он так и не получил официальный ответ от британского правительства.
При отсутствии достаточно активной и громкой реакции эта критическая ситуация может стать трагической. Единственно верное в юридическом плане решение — это незамедлительное освобождение Джулиана Ассанжа.
Без сомнения, в случае его экстрадиции в США гарантии на соблюдение его права на справедливый суд нет. По сведениям «Гардиан», ЦРУ вело наблюдение за Ассанжем в посольстве Эквадора, записывало его передвижения, разговоры с посетителями, в том числе встречи с адвокатами. Эти нарушения тайны общения адвоката с клиентом не предвещают ничего хорошего насчет справедливого суда в стране, где ему может грозить 175 лет тюрьмы.
Наши СМИ и общественность не могут и дальше закрывать на все глаза: в тюрьме Белмарш погибает человек. А вместе с ним — наша честь.