В отношениях с Латвией в приоритете — экономика
Состоявшийся 16 января визит в Белоруссию премьер-министра Латвии Кришьяниса Кариньша был, скорее всего, запланирован достаточно давно. Но пришелся как нельзя кстати. Главными темами для обсуждения на его встрече с Александром Лукашенко стали давно ожидаемая поездка белорусского лидера в Ригу и возможность поставок нефти в Белоруссию через латвийскую территорию.
По поводу первого пункта, похоже, достигнута окончательная договоренность: визит состоится в начале апреля.
В последние годы в отношениях между странами заметных политических разногласий вроде бы не возникало. В сентябрьском интервью телеканалу «Белсат» президент Латвии Эгилс Левитс назвал важнейшими вопросами сотрудничества в первую очередь экономические — торговлю, транспорт, энергетику, а также культуру.
Впрочем, и в экономике едва ли стоит ожидать некоего прорыва. Скорее, речь может идти об увеличении количества неких конкретных проектов взаимодействия.
В частности, не исключено, что, используя напряженность в белорусско-литовских отношениях из-за строительства Островецкой АЭС, Рига попытается перехватить часть идущего через Литву экспорта белорусских нефтепродуктов.
Безусловно, не останется без внимания возможность закупки Латвией электроэнергии с той же АЭС. Как известно, в знак протеста против ее строительства Литва отказывается от поставок белорусской энергии и призывает сделать то же самое партнеров по ЕС.
Прямой линии электропередачи с Белоруссией у Латвии нет. Однако ее правительство намерено закупать энергию из России. В результате у латвийских компаний-поставщиков возникнет техническая возможность получать белорусскую электроэнергию транзитом через Россию. При этом в силу конфиденциальности соглашений они не будут знать страну ее происхождения и, соответственно, формально «предательства» Литвы со стороны Риги не будет.
Впрочем, как заявил на встрече с гостем белорусский премьер Сергей Румас, страны будут договариваться и о прямых поставках электроэнергии.
Рига согласна, сможет ли договориться Минск?
Но важнейшей проблемой сейчас, без сомнения, является нефтяная. После того как в конце минувшего года переговоры с Москвой по ценам на нефть забуксовали, Лукашенко поручил подчиненным обеспечить поставки в Белоруссию нефти из альтернативных источников, в том числе через балтийские порты.
Рига готова принять участие в обеспечении такой альтернативы. Посол Латвии в Белоруссии Эйнарс Семанис сообщил, что «вопрос так называемых реверсных, или альтернативных, поставок нефти… в какой-то степени мы обсуждаем постоянно».
Это же подтвердил и латвийский премьер: «Можно обсуждать… импорт нефти со всего мира через Латвию в Белоруссию. Мы обсуждаем уже такие возможности». Однако при этом он добавил, что при всей заинтересованности правительства «этот вопрос следует задавать компаниям… Нужно общаться с терминалами, железнодорожными компаниями, которые будут обеспечивать эти поставки».
Тем самым, как представляется, сделано тактичное напоминание, что в странах с рыночной экономикой главными действующими лицами в подобных проектах являются субъекты хозяйствования.
Есть и другие варианты, но…
Несмотря на все разногласия, Вильнюс также согласен помочь с альтернативными поставками нефти.
В сентябре премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис после встречи с польским коллегой Матеушем Моравецким заявил, что обе страны рассматривают проекты, которые могли бы помочь Белоруссии достичь энергетической независимости от России.
Затем литовский президент Гитанас Науседа выразил надежду, что тем самым Литва поможет Белоруссии «сохранить хотя бы какую-то часть независимости».
В январе же нынешнего года компания Klaipedos nafta сообщила о готовности переваливать для нашей страны нефть с судов через свой терминал в объеме до 3 миллионов тонн в год. Со своей стороны Эгидиюс Лазаускас, глава принадлежащего Литовской железной дороге транспортного предприятия LG Cargo, заявил, что литовские компании готовы перевозить в Белоруссию до 3 миллионов тонн нефти в год.
Судя по всему, Литва, при всей твердости своей позиции по АЭС, продолжит избегать переноса политического противостояния на экономическую сферу, так как сознает, что в противном случае ее собственные потери также окажутся весьма существенными.
С Польшей ситуация сложнее. Хотя специалисты считают доставку нефти из Гданьска по нефтепроводу «Дружба» в режиме реверса технически возможной, пресс-служба польского оператора PERN проинформировала, что он не сможет это делать без потерь поставок для своих нынешних клиентов.
Кроме того, по мнению аналитика Польского института международных дел Мацея Заневича, относительно покупки нефти из Польши со стороны Белоруссии должна быть политическая декларация совместно с гарантиями, что это будет долгосрочный проект на несколько лет, и четкий инвестиционный план, который невозможно сделать за несколько дней.
Наконец, не снят с повестки дня вопрос транзита нефти в Белоруссию по трубопроводу Одесса — Броды. Эта тема снова обсуждалась в ноябре на заседании украинско-белорусской группы по сотрудничеству в топливно-энергетической сфере.
То есть в целом ситуация не выглядит совсем уж безнадежной. Правда, в любом случае нефть наверняка будет дороже. И вопрос в том, готовы ли власти и население платить такую цену за суверенитет.