Условия выбора очень тяжелые — Путин 20 лет правил страной. А сейчас ему приходится делать тяжелый выбор в условиях глубокого социально-экономического кризиса России и международной изоляции. Итак, у Путина на выбор четыре исторические пути.
Первый путь. Продолжить войну с ослабленной Украиной или начать войну с каким-то другим государством, как было с Сирией. Тут у Кремля на примете четыре цели-жертвы: Ливия, Куба, Казахстан, любая страна в Средней Азии. Это приведет к мощному всплеску антироссийских настроений и новым международным санкциям.
Второй путь. Провести принудительную ротацию и смену российской элиты. Объявить «священную войну» коррупции и разгромить ориентированный на Запад класс сверхбогатых и могущественных, которым Путин уже мешает жить из-за западных санкций. Неожиданно набросится на российскую элиту и перераспределить власть и собственность в пользу нового верного и молодого окружения, вместо недовольных и страшно разбогатевших ровесников. «Телевизионные» россияне радостно воспримут массовые аресты и наказания министров и богатеев как проявление социальной справедливости и все простят Путину. Рейтинг будет похлеще, чем после оккупации Крыма и Донбасса.
Третий путь. Реализация давнего плана — создание Евразийского союза в составе России, Белоруссии, сепаратистских республик оккупированного Донбасса, Приднестровья, Северной Осетии и Абхазии. И проведение досрочных выборов президента Евразийского союза — Путина. Здесь только одна проблема, — что делать с живым Лукашенко.
Четвертый путь. Под видом радикальных, конституционных изменений и демонтажа нынешней системы государственной власти Путин может легкомысленно и неосторожно инициировать масштабную военно-консервативную перестройку России с добровольной международной самоизоляцией и установлением авторитарного режима личной власти длительного пользования. События в Москве показывают, что Путину пришлось остановиться на четвертом, «перестроечном» варианте, который очень быстро выйдет из-под контроля планировщиков и исполнителей, и получит самое неожиданное продолжение. Предсказать вышедшую из-под контроля перестройку крайне трудно как ее участникам, так и внешним наблюдателям. Но в любом случае Запад примет активное участие в игре Путина в перестройку.
Как правило, любая перестройка «пожирает своих отцов и своих детей». Оригинальность исторической ситуации для путинской перестройки в том, что в отличие от довоенной сталинской и горбачевской перестройки 90-х годов у Путина есть мощный репрессивный аппарат и воля к сохранению своей власти любой ценой, но нет реальной стратегии и собственной идеологии, без которой в России крайне трудно осуществить исторически масштабные изменения.